Ученые разгадывают причины глобальной катастрофы 1465 года

Spread the love

Это произошло 10 октября 1465 года, в день долгожданной свадьбы короля Неаполя Альфонсо II. Он женился на Ипполити Марии Сфорце, дворянке из Неаполя. Когда она приехала в город толпа ахнула.

Перед людьми открылся странный и красивый вид, какого они никогда раньше не видели. И дело было не в невесте — они смотрели вверх на небо. Хотя был полдень, Солнце стало темно-голубым, погрузив город в полную жуткую темноту.

Это было только начало. В следующие месяцы европейская погода сильно ухудшилась. В Германии шел такой сильный дождь, что на кладбищах всплыли трупы. В городе Торне в Польше жители катались по улицам на лодках. Ливни затопили подвалы замка тевтонских рыцарей, и целые деревни были смыты водой.

Через четыре года в Европе начался небольшой ледниковый период. Рыба замерзла в прудах. Деревья отказались цвести, а трава не проросла. В Болонье, Италия, сильный снег заставил местных жителей бродить вместе со своими лошадьми и грузами вдоль замерзших каналов.

Свадьба Альфонсо оказалась более необычной, чем можно было подумать. За много тысячи километров от нее, в тропиках, гигантский вулкан творил геологическую историю. Извержение было настолько большим, что произвело облако пепла, которое окутало Землю и привело к самому холодному десятилетию за много веков.

Сам взрыв можно было услышать за 2000 километров, а вместе с ним появились цунами, которые разрушили все на сотни километров. С точки зрения масштаба, он превзошел даже извержение Тамбора 1815 года, которое выпустило энергию, эквивалентную 2,2 миллиона атомных бомб, и погубило по меньшей мере 70 000 человек. Следы этого извержения находили от Антарктиды до Гренландии.

Проблема в том, что ученые не могут найти этот вулкан. Как так?

То, что «неизвестное извержение» произошло, неоспоримо. Как и большинство мегаизвержений, оно испарило кучу богатых серой пород, которые выпали в атмосферу и осели на полюсах в виде серной кислоты. Там они застряли во льдах, сформировали природную запись геологической активности, которая охватила тысячелетия. Нет ничего, что могло бы проделать подобное, даже падение астероида.

Но обозначить его существование — это еще самое легкое. Чего ученые не знают, так это… всего остального. Это настоящая геологическая загадка, над которой геологи ломают головы десятилетиями.

Все началось со слуха и украшенного коралловой бахромой острова в южной части Тихого океана. Еще в 1950-х годах археологи посещали Тонга, Вануату и слышали истории о древнем участке суши, который много поколений назад связал его с соседним островом Эпи. Он был известен как Кувэ, и в центре его был гигантский вулкан.

Если отбросить очевидные преувеличения вроде того, что ко всему этому привел сверхъестественный гнев местного жителя, которого обманом затянули в кровосмесительные отношения с его матерью, легенда сводится к следующему. Однажды, после нескольких сильных землетрясений, катастрофическое извержение разорвало остров на две части.

Многие люди сбежали, переплыв на соседние острова. Большинство оставшихся погибли, но среди выживших оказался юный Ти Тонга Лисейрики, который заново заселил Тонга и проложил путь для новых поколений.

Все, что осталось от этого вулкана сегодня, это кратер в километр глубиной, скрывающийся под океаном — в кальдере Кувэ — и толстый слой пепла на Эпи и Тонга, созданный потоками перегретого газа и пород, которые росли на острове со скоростью в сотни километров в час.

Ученые не знали об извержении 15 века до 1980-х годов, пока не нашли всплеск кислотности этих времен в кернах из полярных льдов. Неожиданно для изучающих Кувэ, они кое на что указали.

Первые оценки даты извержения были основаны на числе племенных вождей, которые правили с тех пор, как это случилось, и поместили его между 1540 и 1654 годами. Археологи даже датировали скелет Лисейрики, который оказался из 14-15 века. Пока все шло хорошо.

Вскоре начали появляться свидетельства и из других источников. Языки островов, окружающих кратер, проявили общие лингвистические корни, которые указали на выход из одних диалектов много сотен лет назад.

И тогда в 1993 году вулканом заинтересовался ученый из Лаборатории реактивного движения NASA. Находясь в атмосфере, распыленные сульфаты отражают солнечный свет обратно в космос. Эффект затемнения во время извержения может быть настолько мощным, что искусственные «вулканы» предлагались как способ борьбы с изменениями климата. Поэтому Панг решил выяснить, когда именно произошло извержение Кувэ, изучая глобальное похолодание того времени.

Он искали улики повсюду, прочесывая древние записи и даже разглядывая кольца на портретах в британских дубовых рамах в поисках замедленного роста. Панг заключил, что извержение произошло в 1453 году — слишком рано, чтобы сорвать свадьбу Альфонсо, но как раз в то время, чтобы совпасть с другим особенно смертоносным годом.

В Швеции урожай пропал и зернохранилища опустели. По всей Европе деревья перестали расти. В Китае десятки тысяч людей замерзли насмерть. Под рекой Янцзы в течение 40 дней безостановочно шел снег, а Желтое море промерзло на 20 километров от берега. С другой стороны мира ацтеки столкнулись с крупнейшим голодом в истории.

Панг был так уверен в своем исследовании, что даже предложил точную дату извержения — 22 мая, когда оно прервало большую битву, разразившуюся под Константинополем. Огромный «пожар», который был устроен турецкими захватчиками, был всего лишь отражением пепла в сумерках.

Окончательный довод появился, когда команда французских геологов посетила остров, чтобы изучить его поближе. Исходя из размера кратера, они подсчитали, что извержение Кувэ выпустило достаточное количество магмы, чтобы заполнить Эмпайр-стейт-билдинг 37 миллионов раз, и выбросило обломки на 48 километров в небо. Сульфатов было в три раза больше, чем во время извержения в Тамборе — более чем достаточно, чтобы оказать влияние на климат.

Что важно, опираясь на радиоуглеродное датирование деревьев, которые погибли во время извержения, ученые поместили свою дату между 1420 и 1430 годами. Хотя она не очень соответствовала всплескам в кернах льда, она все еще была близкой.

Ученые начали называть извержение 15 века «событием в Кувэ» — теория обрела импульс. Увы, ясности в ней не было. Через десять лет после посещения французскими геологами места извержения, к кратеру прибыли другие ученые.

Под руководством Кароли Немет, эколога из Университета Масси в Новой Зеландии, ученые искали признаки взрывного извержения, способного изменить глобальный климат. Они не нашли ничего.

Гигантские извержения вздымаются по меньшей мере на 25 километров вверх — что позволяет им вбрасывать серу непосредственно в верхние слои атмосферы и рассеивать обломки на большой площади. Чтобы выяснить, насколько внушительным было извержение в Кувэ, ученым нужно было изучить выпавший пепел. «Нет никаких сомнений в том, что вулканические отложения будут, но их протяженность вовсе не такая, какую вы ожидали бы найти после массивного извержения».

На самом деле данные указывают на то, что вулкан был относительно небольшим, не более 1000 метров высотой, что меньше четверти высоты Тамборы до извержения. Немет заключил, что вместо того, чтобы разорваться единым массивным взрывом, вулкан извергался несколько раз, но поменьше. Это был мощный взрыв, как могло бы показаться, но научное сообщество его просто не видит.

И тогда в 2012 году в сердце льда Антарктиды нашли большой сюрприз. Образец был с места под названием Law Dome, которое славится своими высокими снегопадами. Это излюбленное место исследователей климата, поскольку толстый лед упрощает различение отдельных ежегодных слоев. Группа ученых составила самую точную запись всех крупных вулканических извержений за последние 2000 лет.

Они обнаружили, что всплеск кислотности 15 века в записи был вызван не одним извержением, а двумя. Кроме того, первое из них состоялось в 1458 году — намного позже извержения в Кувэ. Авторы настоятельно рекомендовали другим с осторожностью проводить связь. Загадка потерянного вулкана еще не разрешена. Годом спустя другое исследование подтвердило их результаты.

Как ученые могли понять все это настолько неправильно?

Все дело в том, как датируются ледяные залежи. Они не могут предоставить точные данные, лишь последовательность ежегодных событий, одного за другим. Чтобы понять, когда произошло событие — вроде «неизвестного извержения» — мерзлые записи укомплектовываются исторической информацией, вроде сообщений о климатическом хаосе 1453 года.

«Это в некотором роде невероятная замкнутая аргументация», говорит Немет. Извержение, как считали, произошло в 1453 году, потому что именно тогда остыла планета и потому что тогда же произошло извержение в Кувэ… и так далее и тому подобное.

В конце концов, единственное доказательство, связывающее все три воедино, остается косвенным. «Все зависит от неправильного толкования исторической информации», говорит Мартин Баух, историк Университета Лейпцига в Германии, который исследовал доказательство глобального похолодания в 1465 году.

Когда доказательства «неизвестного извержения» нашли во льдах, люди планировали найти это место, поэтому когда подтвердилось извержение на Кувэ, все точки свелись воедино. «Это было неслучайно», говорит Немет.

Но если извержений на Кувэ не было, что произошло?

Чтобы оказать влияние на весь мир, эти извержений должны были происходить в тропиках. Потому что над тропиками поднимающийся воздух может поднять вулканическое облако выше в атмосферу, откуда оно будет рассыпаться много лет. Обломки и пыль также распространятся на широкую площадь, потому что сильные ветры будут стягивать их с экватора к полюсам.

«Если посмотреть на карту, это гигантская площадь — и это сотни вулканов в тихоокеанском регионе», говорит Немет. Другие ученые предлагают смотреть на островные дуги, включая удаленные части Индонезии, Меланезии, Полинезии и Микронезии.

Поскольку Тамбора (ответственный за извержение похожего размера) был высотой 4300 метров до извержения, искать придется вулканы еще большей высоты. По очевидным причинам, виновники наверняка давно канули под воду. Загадка извержений 15 века еще далека от разрешения.

А что же с похолоданием 1465 года? Как бы то ни было, оно всего в пяти годах от одной из предполагаемых дат извержения (1460 год). Едва ли это доказательство будет убедительным, но сойдет. Кто знает, может именно извержение вулкана лишило свадьбу Альфонсо славы, которую она заслуживала.

Источник https://hi-news.ru/research-development/uchenye-poteryali-zdorovennyj-vulkan.html