Бойня в Йемене ведет к мировой войне

В войну в южной стране Саудовского полуострова втягиваются все геополитические игроки

ООН пригласила официальное правительство Йемена и воюющих с ним хуситов на мирные переговоры в Женеве 6 сентября, сообщил телеканал Al Arabia. Кровавое гражданское противостояние в Йемене не прекращается с октября 2014 года, когда повстанцы-хуситы вынудили президента страны Мансура Хади покинуть столицу Сану.

Даже накануне переговоров до последнего момента было неизвестно, состоятся ли они в обозначенный день. Эксперты ООН обвиняют обе стороны конфликта в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, ряд из которых потенциально можно классифицировать как военные преступления. Как отмечают СМИ, многие наблюдатели скептически настроены в отношении результатов этих переговоров.

Остановить йеменский конфликт становится делом цивилизационной важности: о масштабах бойни говорит то, что многочисленные жертвы воюющих сторон и мирного населения не учитывались и не учитываются.

Текущий ход войны еще принуждает к переговорам

Только особенности сложившейся военно-стратегической ситуации сейчас вынуждают повстанцев-хуситов, за которыми стоит шиитский Иран, и официальные власти Йемена, поддерживаемые суннитской Саудовской Аравией, сесть, наконец, за стол переговоров.

Недавно Махди Аль-Машат, лидер хуситов, против которых ведет войну президент Хади, обратился к руководителям России, Китая и Франции с просьбой помочь в разрешении военного конфликта в Йемене. Аль-Машат попросил способствовать «снятию осады» территории страны со стороны ОАЭ и Саудовской Аравии. Обращение лидера повстанцев к мировому сообществу связано с тем, что на сегодняшний день хуситы потеряли выход к морю, а значит, не могут получать оружие и боеприпасы и вывозить из страны нефть.

В свою очередь заместитель министра обороны Йемена Абдель Кадер аль-Амуди в недавнем интервью РИА Новости заверил, что власти страны хотят остановить войну и надеются заручиться поддержкой России и российской дипломатии для поиска решений, инициатив на этом пути.

Неожиданно официальный Йемен попал в крайне сложную ситуацию, так как у него наметился раскол с боеспособным «Южным движением» — союзником, лишь благодаря которому после кровопролитных боев удалось взять под контроль 70% территории страны. Словом, если прямо сейчас йеменскую бойню не удастся остановить, то завтра там все будут воевать против всех, а это чревато широкомасштабной войной между Саудовской Аравией и Ираном, а следом не останутся в стороне антиирански настроенные США, и запылает весь Ближний Восток, где по приглашению официальных властей в Сирии имеет место российское военное присутствие.

Межэтнические конфликты, коррупция и нефть

Йемен занимает важнейшее геополитическое положение, позволяющее ему контролировать на южном побережье стратегический Баб-эль-Мандебский пролив, расположенный на торговом пути из АТР в Европу. Этот пролив (между Йеменом и Эритреей), соединяющий Красное и Аравийское моря, на третьем месте в мире среди проливов, обеспечивающих транзит нефти, после Ормузского и Малаккского. Наряду с этим Йемен входит в топ-30 мировых лидеров по добыче нефти и при этом является одной из беднейших стран, пораженной длительными межэтническими и социальными конфликтами и коррупцией.

И в прошлом Йемен не отличался внутренней стабильностью. На протяжении своей очень древней и уникальной истории он попадал под власть персов, арабов, турок, британцев. К 1960-м годам Йемен оказался разделен надвое: на севере было независимое Йеменское Мутаваккилийское Королевство, на юге — под контролем Британии — Федерация Арабских Эмиратов Юга.

В 1962 году вместо королевства провозгласили Йеменскую Арабскую Республику (ЙАР), которая была раздираема систематическими противостояниями, а после ухода англичан на юге в 1967 году образовалась Народная Демократическая Республика Йемен (НДРЙ), приступившая под эгидой СССР к «строительству коммунизма». Племенная раздробленность также являлась важным фактором в делении на Северный Йемен и Южный Йемен.

В 1990 году был заключен договор об объединении этих стран на формально равноправной основе, но на первых же выборах северные партии одержали сокрушительную победу (ЙАР в три раза превышала НДРЙ по численности населения), и 3/4 руководящих постов в едином государстве заняли чиновники-северяне, а финансовые потоки от продажи нефти, добываемой на юге, потекли на север в Сану.

Хуситы и южане — заклятые враги

Между тем у истоков протестных настроений в новом объединенном Йемене стояли вовсе не будущие хуситы, а подвергнувшиеся дискриминации южане, которые сейчас выступают непримиримыми врагами хуситов. В 1994 году на юге вспыхнул мятеж, который армия жестоко и кроваво подавила. В 2007 году было создано подпольное «Южное движение» («Аль-Хирак»), выступавшее за восстановление независимости Южного Йемена.

В 1994 году правительство Йемена, стремясь подавить сепаратизм на юге страны, прибегло к помощи радикальных суннитов-ваххабитов. С тех пор ваххабиты получили некоторое влияние на власть, что в свою очередь вызвало протест уже у проживающих на севере зейдитов (именно эта шиитская ветвь представлена в стране). При том, что в Йемене подавляющее большинство 24-миллионного населения исповедует ислам, шииты, в отличие от других арабских стран, здесь не сильно уступают по численности суннитам.

Будущая повстанческая группировка хуситов изначально зародилась из зейдитов в провинции Саада в начале 1990-х годов как богословское движение, проповедовавшее терпимость и мир. В 2004 году власти попытались арестовать духовного лидера зейдитов Хусейна аль-Хуси, что вызвало восстание шиитов. Самопровозглашенный имам Хусейн аль-Хуси обвинил власти Йемена в дискриминации зейдитского населения. При подавлении мятежа аль-Хуси был убит, и с тех пор боевые отряды зейдитов, названные по его имени, уже не отличаются терпимостью, в наше время принуждая немусульман к принятию ислама на контролируемых хуситами землях.

В 2011 году хуситы выступили движущей силой непримиримой вооруженной оппозиции. В августе 2014 года они начали проводить в ряде регионов страны массовые протесты против объявленного властями сокращения субсидий на нефтепродукты, что вызвало резкое подорожание бензина. Уже к началу 2015 года вооруженные повстанцы-хуситы контролировали практически весь северо-запад страны.

Хуситы заявляют, что защищают шиизм от влияния суннизма, который исповедует большинство населения страны. Кроме этого, одним из требований хуситов было расширение автономии северной провинции Саада. Противники хуситов утверждают, что те пытаются возродить зейдитский имамат, существовавший на территории Северного Йемена с древнейших времен.

Боевым крылом хуситов считается группировка «Ансар Аллах». В ноябре 2014 года Совет Безопасности ООН наложил санкции на военных лидеров группировки Абдель-Халида аль-Хуси и Абдаллаха Яхью аль-Хакима за «угрозу миру, стабильности страны и препятствие политическому процессу».

Хуситы на какое-то время нашли общий язык с экс-президентом Али Абдаллой Салехом, позднее убитым ими же в декабре 2017 года, и после Саны и других северных городов двинулись в наступление на юг, где города сдавались повстанцам один за другим. Существенное сопротивление оказал только центр Южного Йемена — Аден. Казалось, хуситы победили.

Тем не менее в июле 2015 года Аден удалось отбить у хуситов при помощи эмиратской бронетехники, саудовского воздушного прикрытия и ударной живой силы — йеменского «Южного движения», объединения различных партий, группировок и племен, для которых хуситы — заклятые враги. «Южное движение» заняло большую часть провинций юга страны, передав их потом наскоро сформированной новой армии президента Хади.

Военного решения у йеменского конфликта нет

В последние месяцы 2018 года хуситы потеряли выход к морю. Это вызывает крайнюю обеспокоенность в Иране.

Однако после освобождения юга значительная часть местного ополчения наотрез отказалась наступать дальше. Им оказался не нужен поход на Сану. Куда больше южан-ополченцев занимают вопросы, кто будет контролировать Аден и что теперь будет с освобожденной от хуситов территорией, на которой лидеры набравшего вес «Южного движения» никак не могут договориться с президентом Мансуром Хади и между собой.

Вслед за вытеснением хуситов с большей части йеменской территории в стране вновь явственно проступили застарелые противоречия между официальной властью и протестным движением южан, склонным к сепаратизму.

При этом саудовское правительство ведет двойную игру: поддерживая президента Хади, выступающего за единый Йемен, тренирует сепаратистов «Южного движения», понимая, что без них хуситы быстро возьмут реванш.

Теперь, судя по всему, раскол наметился и в самой международной коалиции, помогавшей Хади вернуться к власти. Пресса сообщала, что на заседании Южного переходного совета присутствовали представители Объединенных Арабских Эмиратов — второго по значимости участника международной антихуситской коалиции и что ОАЭ, в отличие от КСА, публично заявили об активной поддержке южных сепаратистов.

Если «Южное движение» и Хади не договорятся хотя бы между собой, то беспощадная гражданская война в Йемене из конфликта двух сторон рискует перерасти больше чем в трехстороннюю тотальную бойню, потому что на фоне происходящего в стране усиливаются ИГИЛ1 и «Аль-Каида»1 (обе организации запрещены на территории Российской Федерации).

Развитие йеменского конфликта наглядно показывает, что у него практически не может быть окончательного военного решения. И только полноценный диалог официальной власти, хуситов и «Южного движения» еще мог бы остановить нарастающую национальную катастрофу, которая грозит обернуться большой войной на Ближнем Востоке и даже военным противостоянием мирового масштаба.

Евгений Бень

Источник

1 Организация запрещена на территории РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *