Лицензия на отстрел дронов

Правоохранителям предписано «временно ограничивать нахождение беспилотных воздушных судов над местом проведения публичного (массового) мероприятия и прилегающей к нему территории», а также «пресекать несанкционированное нахождение БВС в воздушном пространстве, в том числе посредством уничтожения и повреждения таких судов, подавления или преобразования сигналов дистанционного управления ими».

Полномочиями по регулированию использования БВС предложено также наделить Росгвардию, ФСО и ФСБ «в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, проведения неотложных следственных действий, оперативно-розыскных и антитеррористических мероприятий». Необходимые поправки планируется внести в законы «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности», «О государственной охране». Законопроект подготовлен в соответствии со Стратегией национальной безопасности РФ и учетом «опыта регулирования полетов беспилотных воздушных судов в США, Канаде, Китае, странах Евросоюза».

«Предложенные поправки не вводят какие-либо новые ограничения или запреты на использование беспилотных воздушных судов, – отметил в комментарии для «Военно-промышленного курьера» соавтор документа, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев, – но призваны упорядочить законодательство, поскольку массовое применение беспилотников нынче стало возможным, и многие правовые вопросы, которые касаются безопасности их использования, защиты жизни и здоровья граждан, остаются неурегулированными».

В соответствии с Воздушным кодексом РФ, пояснил парламентарий, любой беспилотник весом от 250 граммов подлежит учету, о месте и времени его планируемого полета необходимо уведомлять соответствующие органы. Человек, который купил дрон и решил запустить его на улице без соответствующего разрешения, уже нарушает закон, что влечет административный штраф.

«Использование БВС сейчас в основном регулируется нормативными актами и ведомственными приказами. Например, в Москве пользоваться без разрешения любыми моделями беспилотников в пределах МКАД полностью запрещено с 2016 года, но не законом, а приказом Министерства транспорта, – уточнил Василий Пискарев. – Однако если такие ограничения не введены, то места массового скопления граждан, а это стадионы и площади, вокзалы и порты, электростанции и химические предприятия, учебные и государственные учреждения, над которыми запретные зоны не установлены, становятся беззащитными перед возможными угрозами, исходящих от беспилотных летательных аппаратов».

За последние годы число нарушений закона с применением БВС, причем весьма опасных, по данным главы Комитета по безопасности, выросло вдвое. В Екатеринбурге и Хабаровске дроны во время военных парадов и их репетиций приближались к авиационной технике, лишь мастерство летчиков позволило избежать столкновения и трагических последствий. В 2016 году низко летящий БЛА едва не врезался в школьников, приехавших на экскурсию на Куликово поле.

“По прогнозам специалистов, к 2035 году в воздушном пространстве России будут постоянно находиться до 100 тысяч беспилотников”

«Анализ ситуации, в том числе международного опыта, свидетельствует об активном использовании БВС как угроз функционированию критически важных объектов, средств доставки взрывных устройств и легковесного оружия, распыления отравляющих веществ в местах массового пребывания людей, распространения наркотиков, контрабанды, для передачи информации и запрещенных предметов лицам, отбывающим наказание, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – При неуклонно снижающейся стоимости БВС число их владельцев в Российской Федерации стремительно растет. По данным экспертов, только за период с января по сентябрь 2017 года официально гражданами было приобретено более 57 тысяч БВС. По прогнозам специалистов, к 2035 году в воздушном пространстве России будут постоянно находиться до 100 тысяч беспилотников».

По итогам проводившихся за рубежом краш-тестов БВС и самолетов выяснилось, что при столкновении с воздушным судном дрон может нанести значительно более серьезные повреждения, чем птица. «Такая опасность, с появлением в воздухе всё большего количества беспилотников, которыми зачастую управляют неквалифицированные операторы, будет нарастать, – прогнозирует Заслуженный юрист Российской Федерации, государственный советник юстиции 3-го класса Людмила Куровская. – На счету дронов немало травм, разбитых стекол в домах и общественных зданиях… Велика вероятность использования беспилотников для совершения криминальных деяний. Даже миниатюрные беспилотники с максимальной взлетной массой менее 0,25 килограмма (а учет данного класса аппаратов нашим законодательством даже не предусмотрен) могут быть использованы для совершения преступлений диверсионно-террористической направленности, как это произошло в Сирии, где атаке дронов подверглась наша авиабаза».

Вывод: дополнительные меры регулирования беспилотных полетов назрели, наши правоохранительные органы и спецслужбы должны иметь все необходимые полномочия, чтобы противостоять агрессии БВС и обеспечить безопасность сограждан.

Справка «ВПК»

Резонансные полеты БЛА

6 июля 2016 г. в Государственном музее-заповеднике «Куликово поле» (Тульская область) БВС выполняло несанкционированный полет на малой высоте, который угрожал безопасности группы детей. Владелец БВС был задержан охраной музея-заповедника в километре от места экскурсии.

29 ноября 2016 г. произошло столкновение квадрокоптера, выполнявшего несанкционированный полет в охранной зоне высоковольтной линии, с ЛЭП.

24 марта 2017 г. над Пермским пороховым заводом был зафиксирован несанкционированный полет БВС на высоте 500 метров.

5 мая 2017 г. над центром Красноярска зафиксирован несанкционированный пролет на высоте 70 метров группы БВС (около 20 квадрокоптеров).

9 мая 2017 г. в Хабаровске было запущено БВС, которое несанкционированно приблизилось к группе самолетов, выполнявших демонстрационный полет, посвященный Дню Победы.

8 марта и 3 ноября 2016 г., 19 мая 2017 г. в аэропорту Шереметьево фиксировались несанкционированные полеты БВС, в том числе с пересечением двух ВПП и последующим облетом производственных зданий, стоянки самолетов.

Павел Анохин

Источник https://vpk-news.ru/articles/48032

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *