Безусловное лидерство Российской Федерации в сфере освоения арктического пространства признаётся сегодня практически всеми авторитетными международными экспертами. Соответствующий статус государства базируется на целом ряде очевидных факторов: уже сегодня Россия контролирует около половины арктического континентального шельфа; на нашу страну приходится более 60% арктической суши и более 80% населения, проживающего выше Северного Полярного круга. Кроме того, Российская Федерация располагает в Арктике разветвлённой системой портовых сооружений и прочих инфраструктурных объектов, которая сегодня активно укрепляется и модернизируется. Наконец, Россия располагает атомным ледокольным флотом – единственным в мире (несмотря на судорожные попытки американцев сократить имеющееся здесь отставание). Таким образом, практически по всем ключевым критериям сравнительной оценки Россия заметно превосходит остальные приарктические страны.
Тем не менее, США, Канада, Дания, Норвегия и даже не имеющая никакого отношения к Арктике Великобритания пытаются активно заявлять свои права на северные широты, скрывающие значительные энергетические и иные ресурсы, противоборство за которые принимает жёсткий и бескомпромиссный характер. В частности, американские адмиралы и политики открыто заявляют о некоем экстерриториальном характере региона, отрицая за Москвой право контроля над Северным Морским путём. В этих условиях для нашего государства важно не потерять безусловный статус владения и распоряжения бескрайними северными пространствами, с максимальной эффективностью использовать их сырьевой, логистический и оборонный потенциал, причем не только в близкой, но и в более долгосрочной перспективе.
Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу в контексте военного значения Арктического региона неоднократно указывал на то, что он является объектом пристального внимания со стороны целого ряда государств, что, в свою очередь, способно привести к нарастанию в Арктике конфликтного потенциала. Как уже упоминалось выше, главным образом это связано с непомерными амбициями, преследуемыми здесь (впрочем, как и во всём мире) американской администрацией, её сателлитами, а также транснациональными корпорациями, оказывающими заметное влияние, в том числе, на кадровую политику Пентагона, многочисленных спецслужб и силовых структур США и их союзников по НАТО.
Вследствие указанных выше факторов, защита национальных интересов России в Арктике, а также комплексное экономическое развитие данного региона служат приоритетами в деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Так, в последние годы на арктических островах возводятся новые и модернизируются имеющиеся военные объекты; формируются новые части и спецподразделения, нацеленные на действия в суровых природно-климатических условиях, которые активно оснащаются современными вооружениями и военной техникой, о чём мы еще скажем.
В целом, необходимость комплексного обеспечения национальной безопасности – одна из ключевых задач, определяющих необходимость и далее наращивать присутствие России в Арктическом регионе. Общеизвестно, что природа не терпит пустоты, и если Россия ослабит свое присутствие, освобождающееся пространство будет достаточно быстро заполняться отнюдь не дружественными конкурентами.
При этом понятие «национальная безопасность» не сводится только к противостоянию военным угрозам (что само по себе критически важно, если не забывать о минимальном подлётном времени американских баллистических ракет через Северный полюс), включая в себя также и социально-экономическую составляющую. Внешнеполитические стратеги «коллективного Запада» неоднократно, в том числе и в полуофициальных высказываниях, выражали сожаление по поводу того, что слишком много природных ресурсов досталось одной, да ещё такой «неправильной», на их взгляд, стране, как Россия. Социально-экономические проблемы (в том числе доставшиеся в наследство от «смутного времени» 1990-х годов), уязвимости в системе государственного управления, дефицит квалифицированных кадров, неполное восстановление логистической связности приарктических регионов – всё это может быть использовано для провоцирования регионального сепаратизма и иных деструктивных процессов.
В том же, что касается противостояния внешним угрозам, главная задача заключается в выработке сбалансированной политики, призванной создать надёжную многоуровневую систему защиты страны на северном направлении, при выстраивании многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества с ближними и дальними соседями. Разумеется – только с теми, кто в таком сотрудничестве заинтересован, ибо приарктическое сотрудничество – улица исключительно с двусторонним движением.
Несколько дней назад российское правительство в очередной раз проявило добрую волю, разрешив некоторым иностранным судам (договоры фрахтования которых – сроком не менее 15 лет) провозить сжиженный природный газ и газовый конденсат по Севморпути из порта Сабетта до первого пункта выгрузки или перегрузки (включая Мурманск и Петропавловск-Камчатский). Лидерство в сфере добычи СПГ предполагает увеличение пропускной способности основной ледовой коммуникационной артерии. Согласно ранее утверждённым правилам прохода иностранных военных кораблей через Северный морской путь в сопровождении российских лоцманов, за 45 дней до прохода по Севморпути военные корабли и суда иностранных государств обязаны уведомить российскую сторону, причём могут получить отказ.
В этой связи нелишним будет напомнить, что ещё в мае 2008 года пять прибрежных государств Северного Ледовитого океана – США, Канада, Дания, Норвегия и Россия – подписались под так называемой Илулиссатской декларацией, обязуясь решать все спорные вопросы, связанные с конфликтами суверенных прав, в рамках Конвенции ООН по морскому праву. В последующие годы страны «Илулиссатской пятёрки» стали инициаторами подписания ряда важных документов, среди которых – Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (2011 г.), Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике (2013 г.) и Соглашение по укреплению международного арктического научного сотрудничества (2017 г.) и др. Отметим, что принятие данных документов вряд ли стало бы возможным без активного участия Арктического Совета (вышеупомянутые 5 стран плюс «субарктические» Исландия, Финляндия и Швеция). Авторитет этой организации, стремящейся в своей практической деятельности учитывать интересы не только отдельных государств либо крупных хозяйствующих субъектов, но и представителей коренных народов, за последнее время значительно возрос.
Вместе с тем, отдельные планы зарубежных партнеров, равно, как и неимоверная легкость, с которой действующая американская администрация относится к международно-правовым обязательствам своей страны, создают прямую угрозу стратегическим интересам России в арктическом пространстве. В частности, более чем обоснованную тревогу вызывают норвежские, датские, канадские и особенно американские проекты преобразования российского Северного морского пути в некий международный коммерческий транзитный маршрут. В Вашингтоне выступают против обязательной проводки судов российскими лоцманами и ледоколами, оспаривая право России регулировать судоходство на отдельных участках Северного морского пути. Подобного рода требования абсолютно неприемлемы, более того, они абсурдны с точки зрения не только национального суверенитета любой страны, но и международного права.
Более того, всё чаще со стороны стран НАТО озвучиваются предложения о пересмотре границ континентального шельфа, притом, что рассмотрение соответствующей российской заявки, основанной на более чем десятилетних научно-изыскательских работах, намеренно затягивается на уровне клерков «профильной» структуры ООН. Между тем, для реализации задач по расширению континентального шельфа американской Аляски под эгидой госдепартамента была создана специальная закрытая межведомственная группа, занимающаяся в условиях повышенной секретности организацией работ по замерам с помощью многолучевых сонаров арктического океанского дна. По данным западных СМИ, перед американскими экспертами поставлена задача, расширить американскую шельфовую зону за счет арктических широт на 4,1 млн. квадратных миль.
В свою очередь, производящие аналогичные замеры Канада и Дания стремятся доказать, что хребет Ломоносова состыкован с канадским островом Эллсмер и Гренландией. Таким образом, площадь территории, на которую претендует Канада, составляет 1,75 миллиона квадратных километров. Дания же рассчитывает присоединить 62 тысячи квадратных миль. В планах Норвегии дополнительно заполучить 96 тысяч квадратных миль арктического дна и зарезервировать право на дальнейшее расширение своих владений. Следует особо отметить, что речь идет о попытках ползучего передела Арктической зоны, находящейся в российской юрисдикции.
Действия Норвегии направлены также на силовое вытеснение Российской Федерации из традиционных районов промысла в Баренцевом и Норвежском морях. Под предлогом антироссийских санкций в 20142015 гг. в одностороннем порядке было практически заморожено участие нашей страны в некоторых международных экономических и технологических проектах по освоению Арктики. В частности, в нарушение действующего договора из Осло наложили ограничения на работу российских исследователей на Шпицбергене.
Не менее очевидна тенденция наращивания военного присутствия ряда государств в Арктической зоне, стремящихся существенно снизить роль Российской Федерации в этом регионе. В частности, скандинавские страны (Швеция, Норвегия и Финляндия), планирующие создание в регионе военного блока некоего подобия «НАТО в миниатюре», регулярно проводят в Заполярье военные учения, в том числе – в зоне спорных с Россией шельфовых территорий.
За последние годы в непосредственной близи от северных границ России силами Североатлантического альянса были проведены десятки военно-тактических маневров с участием атомных подводных лодок, ударных авианосных флотилий, десятков боевых самолетов. Так, осенью 2018 года на территории Норвегии проходило учения НАТО Trident Juncture («Единый трезубец») с участием 50 тыс. военных, 10 тысяч боевых машин, 150 самолётов и вертолётов, 60 кораблей, включая американский авианосец Harry S. Truman. Помимо военнослужащих стран-членов альянса в учениях были задействованы подразделения из Финляндии, Швеции. При этом военные отрабатывали ведение боевых действий наступательного характера в арктической зоне. Одновременно та же Норвегия сбрасывает токсичные отходы в сторону России, пытаясь обвинять нашу страну в загрязнении прибрежных вод, что создаёт дополнительные вызовы в сфере экологической и информационной безопасности. Несомненно, что в рамках развернутой информационной войны, усиленные попытки дискредитации России касательно ее хозяйственной и военной деятельности в Арктической зоне, создания соответствующего отрицательного имиджа посредством глобальных медиа будут идти по нарастающей.
В этой связи российским военно-политическим руководством принимаются комплексные адекватные ответные меры по защите национального суверенитета, геополитических, экономических и оборонных интересов страны. В частности, в «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» – основополагающем государственном документе, определяющем стратегию нашей политики в северных широтах – указано на необходимость «…обеспечения благоприятного оперативного режима в Арктической зоне Российской Федерации, включая поддержание необходимого боевого потенциала группировок войск (сил) общего назначения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в этом регионе».
В российской Арктической зоне в декабре 2014 года появилось новое стратегическое территориальное объединение – Северный флот; сформированы и активно совершенствуют боевое мастерство арктические мотострелковые бригады; на Новой Земле, Новосибирских островах, острове Врангеля, а также на мысе Шмидта развернуты группировки войск, оснащенные самыми современными береговыми ракетными комплексами.
В целях комплексного обеспечения безопасности арктического региона и единого управления военными силами и средствами в зоне от Мурманска до Анадыря полноценно функционирует новое стратегическое командование на базе Северного флота, в состав которого вошли подводные и надводные силы, морская авиация, береговые войска и ПВО.
Силами кораблей Северного флота ведётся постоянное военное патрулирование в проблемных районах промышленного рыболовства, прилегающих к архипелагу Шпицберген; на трассе Северного морского пути; вблизи Штокмановского и Приразломного нефтегазовых месторождений в Баренцевом море.
Как отмечал ранее зампредседателя комитета Государственной думы по обороне Александр Шерин, с точки зрения геополитической безопасности Арктический регион имеет большое значение. По его словам, Арктика становится территорией, где Москве придется выдержать нарастающий прессинг со стороны, прежде всего, Вашингтона. Между тем, как подчёркивает парламентарий, в вопросе Арктики юридические нормы находятся на стороне Москвы, а вовсе не американских партнёров.
Таким образом, Российская Федерация прилагает все необходимые усилия по защите своих национальных интересов в Арктике. Целенаправленные и последовательные действия стратегических оппонентов Москвы, направленных на вытеснение России из Заполярного круга, пересмотр в свою пользу существующих международно-правовых договоренностей и актов о линиях разграничения континентального шельфа и о границах экономических зон в Арктическом регионе, не могут оставаться без ответа. Необходимость повышения обороноспособности в российской Арктике обусловлена продолжающимся наращиванием военных сил стран НАТО у границ России, включая развитие военной инфраструктуры США, развертывание у границ России передовых систем противоракетной обороны наземного и морского базирования.
Впрочем, на эти все угрозы хочется лишь напомнить слова заместителя председателя правительства РФ по вопросам оборонно-промышленного комплекса Юрия Борисова: «Своего мы не упустим и не отдадим».
Дмитрий Нефедов
Фото: inforeactor.ru
Оригинал http://kolokolrussia.ru/orujie/rossiya-ne-namerena-idti-na-ustupki-v-arktike