Апокалипсис как эксперимент

В последние десятилетия одной из наиболее серьезных угроз человечеству стали негосударственные транснациональные структуры. Наряду с явными – террористическими и экстремистскими группировками, наркокартелями, другими криминальными организациями опасность представляет и трансграничный бизнес с претензией на мировое господство, банковский например. Естественно, есть и национальные политики-авантюристы, и коммерсанты, готовые ради наживы уничтожить все, хоть чуть ограничивающее прибыль, и экстремисты локального разлива. Вся эта публика, получив возможность использовать прорывные научные результаты, сулящие достижение своекорыстных целей, пойдет на любое преступление. На мнение научного сообщества, совершившего прорыв, ей глубоко наплевать.

В качестве примера можно вспомнить судьбу Роберта Оппенгеймера, отца американской атомной бомбы. К моменту завершения работ над ней фашистская Германия оказалась разгромленной, и ученый предложил свернуть работы по атомному проекту. Он также резко выступал против атомной бомбардировки японских городов. Однако Трумэн и его администрация не услышали ученого, и он всю оставшуюся жизнь, по словам очевидцев, проклинал свое изобретение. Стремясь не допустить сохранения американской гегемонии в ядерных вооружениях, американские физики-ядерщики пошли на сотрудничество с советской разведкой и передали СССР ряд важнейших сведений, значительно ускоривших создание ядерного оружия в нашей стране. Тем самым они предотвратили возможность ядерной войны еще в конце 40-х – начале 50-х.

Риски глобальных прорывов

Произойдет революция, аналогичная той, что произвела квантовая теория, приведшая к появлению ядерного оружия и атомной энергетики

К числу фундаментальных проблем, способных оказать в перспективе революционное влияние на жизнь общества, можно отнести разработку единой теории поля. Ее прогностические возможности, помимо раскрытия и математического описания четырех взаимодействий материи (гравитационного, электромагнитного, сильного и слабого), позволяют выявить новые их виды и экспериментально проверить это. Открывается путь к созданию качественно иных систем и средств, основанных на использовании полей и эффектов их взаимовлияния. В жизни человечества произойдет революция, аналогичная той, которую произвела квантовая теория, приведшая к появлению ядерного оружия, атомной энергетики, а также всего спектра достижений, составляющих основу сегодняшнего прогресса, – от микроэлектроники до микробиологии. Опасным результатом такого прорыва может стать принципиально новое оружие, по сравнению с которым ядерное покажется просто детской хлопушкой, скажем, геофизическое или климатическое, с фатальными для человечества последствиями его применения.

Успехи генетики уже сегодня породили ряд серьезных угроз. Возможность создания живых существ с заданными свойствами открыла качественно новые направления разработки болезнетворных бактерий и вирусов, в том числе с высокодифференцированной болезнетворной способностью по признаку расы. А это уже генетическое оружие. Насколько известно, пока еще не удалось добиться требуемой избирательности, однако определенные успехи уже есть – появились ранее неизвестные возбудители, для одних рас более опасные, для других менее.

Примеров потенциальных угроз, формируемых научно-техническими прорывами, множество. Констатируем главное: любое достижение, совершенное во благо человечества, может быть обращено во зло. Это связано с тем, что в обществе есть относительно немногочисленные, но чрезвычайно влиятельные и могущественные слои, готовые пойти на применение любых средств ради достижения корыстных целей. Возникает задача контроля использования научных открытий. Для того чтобы понять, как решить проблему, следует хотя бы в общих чертах оценить слои общества, наиболее опасные с точки зрения негативного применения научных достижений.

Многоликий «доктор зло»

Сразу следует назвать авантюрные и экстремистские транснациональные и национальные властные группировки. Страшно представить, к каким чудовищным жертвам привело бы ядерное оружие в руках Гитлера. Недалеко от него ушел Трумэн, который без какой-либо стратегической необходимости убил более миллиона мирных жителей в Японии. Отличительная особенность этих группировок в том, что новейшие научные достижения они могут использовать для создания самого разрушительного оружия, задействовав мощь государства. Предполагается привлечение большого количества ученых, работающих в различных направлениях, значительных материальных средств. Срыв в любом звене научно-производственной цепочки ведет к провалу всей программы. Большая проблема таких элит – их недостаточная в основной массе научно-техническая квалификация, что, с одной стороны, не всегда позволяет им правильно оценить ожидаемый практический результат перспективных работ, а с другой – создает благоприятные условия для нейтрализации попыток использования новейших достижений.

Апокалипсис как эксперимент
Фото: google.com

Другая группа, потенциально опасная с точки зрения применения научных достижений, – бизнес-сообщество. Бесспорно, большинство предпринимателей – порядочные и социально ответственные люди, стремящиеся не допустить, чтобы их дело создавало угрозы. Однако немало в их среде и таких, которые ради прибыли готовы пойти на любые преступления. Располагая огромными материальными ресурсами, представители этой группы, как правило, стремятся к получению искомого в кратчайшие сроки, что определяет их стремление использовать уже проверенные и испытанные в ранних разработках результаты. На риск применения самых прорывных достижений они, как правило, не идут. Это одна из важнейших их слабых сторон.

Еще одна группа, которая целенаправленно стремится использовать научно-технические достижения как оружие, – различные негосударственные террористические, экстремистские и откровенно криминальные группировки. Обладая зачастую значительными финансовыми ресурсами, они, как правило, имеют чрезвычайно слабую в сравнении с другими рассмотренными группами производственную и научно-технологическую базу. Это исключает применение ими наиболее прорывных и не отработанных в производстве технологий, ограничивая возможности кустарными разработками с использованием уже проверенных научно-технических достижений. Тем не менее опасность, исходящая из этой группы, весьма серьезна, что определяется особой скрытностью ее действий, а также взрывным увеличением возможностей как в доступе к информации, так и в ее переработке – вычислительные мощности, которыми ранее располагали лишь крупные организации, сегодня имеет в виде персонального компьютера обычный человек.

Понимание опасности применения новейших научно-технологических достижений во зло в обществе присутствует, и на различных уровнях – от глобального и государственного до частного – принимаются меры контроля. Они могут быть и правовыми, и организационными, и карательными, однако их главная слабость в том, что фактически исключается привлечение научного сообщества. Между тем только оно способно полноценно отслеживать и прогнозировать использование своих достижений в неправедных целях.

Научно-техническое сообщество должно осознать меру ответственности за применение плодов своего труда. Она не правовая, а моральная и нравственная, диктуемая пониманием степени опасности использования той мощи, которую дает цивилизации знание.

Могучие винтики

Казалось бы, что могут ученые? Они лишь винтики большой машины, государственной или корпоративной. И вынуждены делать то, что им предлагают и за что платят, иначе вся их работа никому не будет нужна. Тут стоит напомнить, что не только ученые и инженеры, а все люди, в том числе самые высокопоставленные, только часть большого социального организма. Тем не менее у каждого есть свои возможности влияния на направленность деятельности в их специфических областях. У научно-технического сообщества этот ресурс сосредоточен в информационной сфере.

Квалифицированный анализ открытых источников позволяет даже по косвенным признакам выявить опасные направления научных разработок. С этим, естественно, связано второе направление – предупреждение научного сообщества, государственных и международных структур об опасности тех или иных работ. Третьим может быть непосредственное взаимодействие с людьми и коллективами, которые заняты в проектах, несущих угрозу, с целью перевести исследования в безопасное русло. Четвертое направление – разработка проектов международных и государственных национальных правовых актов для предотвращения использования тех или иных научных достижений в опасных направлениях. По сути это часть воспитательной работы с членами научного сообщества с целью формирования у них ответственного и нравственного отношения к применению плодов своего труда. Это пятое направление действий. Шестым может стать дезавуирование ложных и тупиковых направлений работ, способных затормозить научно-технологический прогресс. И седьмым – ответственное отношение к публикации результатов, которые могут использоваться не по назначению с разрушительными для человечества целями.

Работа по этим направлениям в той или иной форме уже ведется. Это никак не мешает ученым творить и выполнять задания работодателей.

Важнейшая задача – разработка четкой системы критериев безопасности научно-технического прогресса и методологии оценки вплоть до количественных показателей.

Формы работы еще более многообразны. Это прежде всего различные конференции, конгрессы и иные коллективные обсуждения путей решения проблем безопасного научно-технического прогресса. Подготовка обращений к правительствам и в международные организации, взаимодействие с ними по частным вопросам. Инициирование слушаний в национальных и международных институтах законодательной власти по наиболее важным проблемам.

Например, в России подобная практика иногда дает весьма ощутимый результат. Это экспертиза правовых и иных документов, выполняемая как по заказу различных органов власти и негосударственных структур, так и в инициативном порядке на предмет соответствия критериям безопасности научно-технического прогресса. Это анализ хода и результатов различных научных и технологических разработок с подготовкой отчетов и их предоставлением в государственные и национальные органы власти, а также в заинтересованные негосударственные структуры.

Международный самоконтроль

Для успеха такой деятельности необходима международная организация. Это определяется интернациональным характером современной науки. Международный характер организации позволит избежать предвзятости, исключит обвинения в политической ангажированности.

В основу деятельности должны быть положены сетевые принципы, отражающие объективно сложившийся в настоящее время характер научно-технической деятельности. Первый из них – равенство в правах и возможностях всех членов коллектива. На практике это выражается в том, что фиксированного лидера нет, все участники равноправны, каждый член организации может инициировать любой проект и привлечь всех, кто пожелает. Второй – добровольность, то есть к любому делу люди подключаются только по собственному желанию, если это им интересно. Третий – интернационализм: рабочие коллективы создаются вне зависимости от государственной и национальной принадлежности участников. Четвертый – всеобщая информированность. Пятый – локальная организованность, суть которой в том, что при отсутствии какой-либо соподчиненности в организации, вытекающей из первого принципа, конкретные задачи решаются временными рабочими группами, распадающимися с завершением дела. В них инициатором выступают один или несколько участников, которые определяют программу и координируют ее выполнение, подготавливая конечный документ.

На таких или близких к ним принципах строятся все успешные международные сообщества ученых. При этом международное научное сообщество имеет примеры организаций, которые отражали его позицию по важнейшим глобальным вопросам. Примером может служить Пагуошское движение, действующее до настоящего времени в направлении снижения ядерной угрозы.

27–29 марта при участии РАН и Российской академии ракетных и артиллерийских наук, представительных общественных организаций в Москве проходит международный геополитический конгресс «Глобальная безопасность и научно-технический прогресс». Предполагается создание комитета «Ученые за безопасный прогресс». Никто не ждет, что это радикально изменит ситуацию, но надо с чего-то начинать.

Константин Сивков,
заместитель президента РАРАН по информационной политике, доктор военных наук

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *