Монстры Холодной войны: 5 неосуществленных проектов советского оружия

Американское издание The National Interest рассказало о пяти самых масштабных военных проектах СССР, которые так и не удалось воплотить в жизнь.
 

Линейные корабли «Советский Союз» (проект 23)


Кадры немецкой аэрофотосъемки, на которой виден один из недостроенных кораблей класса «Советский Союз». Фото: World of Warships

 

Этот проект был частью планов по созданию «Большого флота», доктрины развития ВМФ СССР в 1938 — 1955 годах. Корабли класса «Советский Союз» должны были стать самыми большими и мощными линкорами в мире. Согласно проектным данным, длина кораблей должна была составлять 260 метров, а водоизмещение достигало бы 65 000 тонн. Экипаж линкоров должен был составлять 1300 человек.

К началу Великой отечественной войны были заложены два корабля. Но из-за колоссальных средств, которые могли бы потребоваться на продолжение проекта, оба они были разобраны (первый был готов примерно на 20%, второй — на 7%).
 

Авианосцы «Орел» и «Ульяновск»


Чертеж авианосца «Ульяновск». Фото: Jejak Tapak

 

Программа по созданию авианесущего крейсера водоизмещением около 70 000 тонн с ядерной силовой установкой стартовала в конце 1960-х годов. «Орел» должен был стать гордостью советского флота и достойным конкурентом американских авианосцев. Однако уже в начале 1970-х проект свернули в пользу гораздо более компактных авианесущих крейсеров «Кречет», с водоизмещением порядка 37 000 тонн.

Уже в 1984 году к идее снова вернулись. За основу взяли те самые «Кречеты» (проект 1143). Постройкой занимался Черноморский судостроительный завод в Николаеве. К 1991 готовность корабля составляла 18%, но распад СССР сделал корабль не нужным ни Украине, ни России.
 

Многоцелевой самолет К-7


К-7 — самолет-гигант. Фото: Bao Moi

 

Между двумя мировыми войнами СССР активно вел разработку тяжелого стратегического бомбардировщика. В начале 1930-х годов был построен «Летающий Госпром» К-7. Самолет был выполнен по инновационной схеме «летающее крыло», и мог в теории использоваться не только как бомбардировщик, но и как пассажирский или транспортный самолет.

Однако при первом же полете этот монстр потерпел аварию, что затормозило разработку. А в 1935 году проект и вовсе закрыли. По мнению журналистов The National Interest, это пошло советским ВВС во благо: если бы тяжелая стратегическая авиация развивалась в ущерб тактической легкой, шансы на победу СССР во Второй мировой были бы гораздо меньше.
 

Тяжелый танк Т-42


Так должен был выглядеть Т-42. Фото: War Thunder Live

 

Самое интересное в этом проекте — то, что его делали… немцы. Группа инженеров из Германии под руководством Эдварда Гротте прибыла в СССР в 1930 году для помощи в перевооружении танковых войск. Т-42 планировали сделать пятибашенным, с двухъярусным пушечно-пулеметным вооружением, а также оснастить противоснарядным бронированием.

Несмотря на ряд очень прогрессивных решений, полученных в процессе проектирования (наличие командирской башенки, широкое использование электро- и сервоприводов), Т-42 был бесполезным и непрактичным. Ориентировочная стоимость танка зашкаливала, и в качестве основного тяжелого танка в СССР был выбран более простой и маневренный Т-35.
 

Бомбардировщик Т-4

 


Прототип бомбардировщика Т-4 на испытательном аэродроме. Фото: Oppositelock — Kinja

 

Этот самолет, разрабатывавшийся в КБ Сухого с 1966 года, должен был стать «советским ответом» американскому бомбардировщику North American XB-70 Valkyrie. Он должен был выполнять задачи по уничтожению авианосных ударных групп противника и вести стратегическую разведку.

Самолет, который должен был достигать скорости в три раза выше звуковой и подниматься на высоту до 25 километров, оказался слишком дорогим. К тому же КБ Туполева предложило Министерству обороны проект самолета Ту-22М, который был гораздо проще и в разработке, и в производстве.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *