Китайские ученые пересадили макакам ген человека и обезьяны поумнели

Spread the love

Фильмы вроде «Восстание планеты обезьян» жирно намекают на то, как опасны могут быть генетические эксперименты с животными и человеческим ДНК.

Но одно дело фантастика, а другое реальная наука, подумали китайские ученые и провели свои эксперименты, пересадив макакам-резусам человеческий ген MCPH1 (paranormal-news.ru).

Этот ген, как предполагается, играет очень важную роль в развитии человеческого мозга и те, у кого этот ген работает как надо, лучше сдают тесты на память и реакцию. А те, у кого в этом гене есть мутации, рождаются с микроцефалией (уменьшенным мозгом).

Эксперимент был проведен исследователями из Института зоологии Куньмина и Академии китайских наук в сотрудничестве с американскими учеными из Университета Северной Каролины. Всего в эксперименте было задействовано 11 макак-резусов (8 первого поколения и 3 второго поколения). Еще на самой ранней стадии развития эмбриона в их ДНК был внедрен человеческий ген MCPH1.

Когда обезьянки подросли, их поведение и реакцию при тестах сравнили с подобным у контрольной группы макак-резусов. Оказалось, что у трансгенных обезьян кратковременная память была лучше развита, а реакция оказалась быстрее.

Когда ученые изучили мозги подопытных животных, то выяснилось, что ткани их мозга имели измененную структуру нейронов и нервная система имела такое же замедленное созревание, как это происходит у человека. Последнее называется неотенией.

Неотения в организме человека проявляется как  сохранение ювенильных (детских) признаков во взрослом теле. И это одно из ключевых различий между людьми и приматами — люди требуют гораздо больше времени на то, чтобы сформировать мозговую нейросеть в процессе развития, именно из-за этого у людей более длинный период детства.

Любопытно, что при этом мозги подопытных обезьян не увеличились в размере по отношению к мозгам макак у контрольной группы. Также из 11 обезьян в ходе эксперимента выжило всего 5. От чего скончались остальные, не указано.

«Наши результаты показали, что трансгенные приматы могут помочь нам дать ответы на многие важные вопросы, в том числе что делает человека уникальным», — сообщают авторы доклада.

Кадр из фильма «Восстание планеты Обезьян» (2011)

Доклад об эксперименте над обезьянами был опубликован в прошлом месяцев в пекинском научном журнале National Science Review. Другими учеными он был принят неоднозначно и снова начались дебаты на тему научной этики.

«Вы просто идете к тому, что произошло в фильме «Планета обезьян», — говорит Жаклин Гловер из Университета Колорадо, — «Вы очеловечиваете их, а потом причиняете им вред. Где бы они смогли жить и чем бы они занимались потом? Не создавайте существ, если не можете им подарить содержательную жизнь в любом контексте».

Лари Баум из Университета Гонконга уверен, что в данном случае научно-фантастическая составляющая слишком преувеличена.

«Геном макак-резусов отличается от человеческого на несколько процентов. Это множество уникальных ДНК, которые отличают людей от обезьян, а исследование задело лишь один из примерно 20 тысяч генов. Решите для себя, стоит ли беспокоиться».

Баум также добавил, что это исследование доказало старую теорию о том, что медленное созревание клеток мозга стало важным фактором повышения интеллекта человека в процессе эволюции.

Источник