Китайские учёные создали ГМ-макак с человеческим геном развития мозга

Очередной генетический эксперимент исследователей Поднебесной вызвал споры в научном сообществе. Специалисты из нескольких исследовательских центров Китая в сотрудничестве с коллегами из США внедрили в геном обезьян человеческую версию гена, отвечающего за рост мозга.

Команда использовала макак-резусов, которые часто выступают в качестве модельных животных в генетических и биомедицинских исследованиях.

Авторы работы ввели в эмбрионы обезьян вирусы, несущие человеческую версию гена MCPH1, который экспрессируется во время развития мозга плода. Младенцы, лишённые этого гена, имеют мозг меньшего объёма по сравнению с детьми, у которых присутствует MCPH1 (первых называют микроцефалами).

Отмечается, что после модификации эмбрионы макак развивались естественным образом. В результате в лаборатории родилось 11 ГМ-обезьян, но выжили только пять. Каждая из этих особей имела от двух до девяти копий человеческого гена MCPH1.

По словам исследователей, ни у одного из этих животных размер мозга не превышал нормальный, хотя процесс развития этого органа проходил дольше, чем обычно.

МРТ-сканирование головного мозга и анализ срезов тканей показали изменение характера дифференцировки нейронов и задержку созревания нервной системы, которая характерна для людей, пишет информагентство China Daily.

Следует пояснить, что одно из ключевых отличий между людьми и нечеловеческими приматами заключается в том, что нам требуется гораздо больше времени для формирования нейронных сетей во время развития, что значительно удлиняет детство. Судя по всему, та же черта проявилась в данном случае у макак.

Тесты также показали, что у подопытных животных значительно улучшились когнитивные навыки, в частности, кратковременная память и способность к обработке информации (в ходе испытаний макакам нужно было запоминать цвета и формы объектов, показанных на экране). Также они быстрее выполняли задания по сравнению с контрольной группой.

Эта работа вызвала спорные отклики в научном сообществе. Дело в том, что в большинстве стран подобные эксперименты запрещены: считается, что добавлять обезьянам человеческие версии генов, связанных с развитием мозга, неэтично.

Некоторые учёные называют такого рода опыты безрассудными и рискованными. Другие в свете новой работы вспоминают научно-фантастическую франшизу «Планета обезьян».

У экспертов пока нет ответа на вопрос, что произойдёт с обезьянами, если они приблизятся по интеллектуальным способностям к людям. Большинство учёных отказывается принимать участие в подобных экспериментах и опасается, что последующие опыты китайских генетиков станут более экстремальными.

Впрочем, не все специалисты настроены столь скептически.

«Геном макак-резусов отличается от нашего на несколько процентов. Это миллионы отдельных оснований [в составе] ДНК. В этом исследовании были изменены некоторые из них только в одном из примерно 20 тысяч генов. Вы сами можете решить, есть ли повод для беспокойства», – говорит Ларри Баум (Larry Baum) из Центра геномных наук при Гонконгском университете, который не принимал участия в этой работе.

По его словам, новые данные подтверждают версию о том, что более медленное созревание клеток мозга может быть фактором повышения интеллекта в процессе эволюции человека.

Авторы исследования уверены, что подобные работы в итоге послужат на благо медицины и нейробиологии: они помогут больше узнать об уникальных эволюционных отличиях человеческого мозга, о его развитии и соответствующих нарушениях.

Статья с более подробным описанием этого эксперимента представлена в журнале National Science Review.