Электрокары повсюду: насколько такой сценарий реалистичен?

Европа сохраняет за собой статус лидера по интенсивности наполнения автопарка электрокарами, тем не менее, даже здесь их плотность на дорогах континента по-прежнему низкая. Есть отдельные уникальные примеры — Норвегия, Нидерланды, провинция Трентино-Альто-Адидже (Италия). В модельном ряде основных мировых автогигантов на электродвигатели и гибриды делают все большую ставку. Так каковы реальные перспективы: уйдут ли в историю двигатели, работающие на традиционном топливе?

Представьте большой город, в котором жизнь бьет ключом, тысячи машин и автобусов курсируют во всех направлениях, но при этом воздух чист настолько, что можно услышать едва уловимый аромат духов незнакомки, проходящей мимо шагах в десяти. Чтобы полюбоваться звездами, не нужно будет, выезжать за город в поисках фрагмента неба, не окутанного смогом. Небольшой спойлер: вопреки всем постапокалиптическим сценариям это будущее, которое ожидает нас уже в среднесрочной перспективе. В отличие от электроники и IT-инфраструктуры в целом, электрокары не получили экспресс-развития — прошло уже больше 120 лет с момента появления в Великобритании и Германии первых образцов. Тем не менее, лед тронулся.

“Многие до сих пор не осознают, что электрокары уже здесь и сейчас. Когда мы демонстрируем в действии очередную, это каждый раз заканчивается восхищенным ступором с отвисшей челюстью”, — цитата из интервью дизайнера в Tesla Франца фон Хольцхаузена.

В Норвегии почти 60 процентов всего автопарка — машины с электродвигателем. Как им это удалось? Еще в середине 90-х годов норвежское правительство разработало госпрограмму по переводу 100% частного и государственного автопарка на экологически чистое топливо. Залогом успешной реализации программы стало четкое понимание текущей ситуации и перспектив в мировом автопроме, а также в развитии собственной экономики, исходя из чего были определены оптимальные сроки. Сегодня уже не возникает сомнений, что к 2025 году цель будет достигнута. Бензиновые двигатели уже получили статус меньшинства.

“Энергосистема справится. Несмотря на постоянно растущее количество электрокаров, мы не наблюдаем кардинальных изменений в объемах потребления электроэнергии. Даже если все автомобили будут сегодня работать на электричестве, это увеличит нагрузку на электросеть Норвегии максимум на 6%. Если к вопросу зарядки двигателей подходить с умом, то есть следовать инструкциям, она может быть еще на 25-50% меньше”, — цитата из интервью с директором норвежской государственной энергетической компании Statnett Соней Моникой Берлин.

В отличие от Норвегии Нидерланды пока демонстрируют колоссальный рост инфраструктуры электрокаров только в Амстердаме. Здесь все внимание направлено на строительство сети электрических “заправок”: к концу этого года их количество достигнет четырех тысяч. Таким образом городские власти создают условия, при которых у большинства автовладельцев не должно остаться аргументов против электрокаров. Впрочем, в том же 2025 году любые аргументы будут бессмысленны, поскольку к этому сроку страна намерена полностью запретить продажу и ввоз машин на горючем топливе. Подход несколько иной, цель идентичная.

Кстати, именно в Амстердаме сейчас расположена крупнейшая в Европе зарядная станция для e-bus, то есть электроавтобусов. Сейчас здесь заряжают, в том числе, несколько десятков автобусов, обслуживающих центральный аэропорт Нидерландов Схипхол.

И все же, в масштабах Европы таких примеров пока очень мало. Плотность электрокаров на дорогах континента составляет лишь 1,4%. В мировом масштабе цифра еще меньше — всего 0,4%. Показатели не особо оптимистичные. Однако, чтобы объективно оценить ситуацию, сейчас нужно учитывать не параметры плотности, а количество сдерживающих факторов, которых практически не осталось.

Tesla, Toyota, Renault, Nissan, Hyundai и другие автогиганты отлично понимают, что чем шире будет модельный ряд электрокаров в различном ценовом диапазоне, тем выше будет конкурентоспособность их бренда на основных рынках. Какая страна является одним из главных импортеров Tesla? Правильно, Норвегия. Но как тогда объяснить тот факт, что в Германии, которая является одним из мировых лидеров по реализации экологических программ, продажи Tesla в прошлом году упали почти на 50%? В процесс активно включились собственные производители BMW, Volkswagen, Mercedes-Benz. Тогда, о чем может говорит ситуация, указывающая на то, что в первом квартале этого года продажи американского электрокара снова взлетели более чем на 400%? На то, что дальше конкуренция будет еще сильнее. Все, электрокары преодолели период, когда очередная модель была фактором престижа. Теперь это фактор успешности компаний на рынках развитых стран.

Летом 2018-го в процесс включился Jaguar. Модель I-Pace оказалась настолько успешной, что британский автогигант вскоре сделал официальное заявление о переводе с 2020 года  всего модельного ряда на гибридные двигатели. Решение, принятое руководством Jaguar, может иметь историческое значение, поскольку большая часть автомобилей этого бренда, включая I-Pace рассчитаны на достаточно состоятельных покупателей. Это очень непростой сегмент со специфичными запросами, поэтому когда до 100 км/ч можно разогнаться за 4,8 секунды, мощность двигателя достигает 400 л.с., а дизайн подчеркивает индивидуальность и речь при этом идет не о Tesla, аргументов против электрокаров не остается ни у кого.

Многие противники электрокаров говорят о том, что вопросы загрязнения окружающей среды — это не их проблемы, что зарядных станций нет и не будет в достаточном количестве, что двигатель должен реветь, и все эти электрические штуки — детская забава, да еще и стоят дороже. Потом эти люди становятся героями ситуаций, приведенных в цитате Хольцхаузена.

Исследование Bloomberg, проведенное еще два года назад, свидетельствует о том, что стоимость электрокаров будет постоянно падать. К 2030 году они будут стоить значительно дешевле, чем автомобили на традиционном топливе. Кроме того, автовладельцы будут существенно экономить на ремонте. Например, в обычном двигателе внутреннего сгорания задействованы 2000 движущих частей, в электродвигателе — всего 20. Вероятность неполадок снижается в 100 раз. Срок службы самой батареи — в среднем 10 лет, то есть, по сути, столько же, сколько прослужит сама машина.

Что касается зарядных станций и заправок. Увеличение плотности электрокаров на дорогах будет прямо пропорционально увеличению зарядных станций. Количество бензиновых заправок, соответственно, будет сокращаться, поскольку все они уже не смогут быть рентабельными. Выводы очевидны.

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *