«Мои бабушка и дедушка рассказывали, что это священное место, потому что многие великие пророки похоронены здесь. Здесь есть могилы их, поэтому здесь получаешь силу и энергию, когда молишься и читаешь Куран», – рассказала местная жительница Нарвусь Жетигерова.
Сафед Булан была служанкой предводителя арабов – шаха Джарира. А он, согласно преданию, считался внуком пророка Мухаммеда. Арабские войска именно под его руководством и пришли в Центральную Азию, чтобы распространить новую для этих мест религию.
«Пришло около 12 тысяч воинов. К людям были направлены специальные послы, чтобы они приняли ислам добровольно. Население этого района тогда исповедовало зороастризм. У местного акима не было военных сил для сопротивления, поэтому они приняли религию. Но, как оказалось потом, мусульманами народ стал только на словах», – объяснил ведущий специалист по туризму Азим Касымов.
А на самом деле, как повествуют легенды, местные жители начали втайне собирать армию из мужчин, живущих в соседних районах. Чтобы войти в доверие, аким выдал свою единственную дочь Убайду за главного предводителя арабов. Когда отряды добровольцев были собраны, оставалось только одно – понять, когда лучше напасть. И они решили сделать это во время намаза, когда у мужчин нет при себе оружия и охраны, когда все погружаются в чтение намаза.
У шаха Джарира была верная служанка – темнокожая двенадцатилетняя девушка-негритянка по имени Булан. Она не побоялась гонений со стороны язычников, которые запрещали подходить к убитым, и везде искала своего хозяина. Ей пришлось носить найденные окровавленные головы арабских миссионеров к роднику и возле огромного камня обмывать их. Легенда гласит, что, пока она перемывала все головы, от пережитого ужаса и страха ее волосы и кожа стали белыми. Поэтому ее и прозвали Сафед Булан.
С тех пор прошло уже больше десяти веков, а она так и осталась символом смелости в здешних краях. Вскоре после трагедии девочка умерла. Ее похоронили рядом с тем местом, где она омывала головы. Позже в ее честь возвели скромный кумбез. Правда, входить в него могут только женщины, потому что девочка умерла незамужней. Когда заходишь внутрь, могилу видно не сразу. Она специально прикрыта ширмой, чтобы с улицы на нее не могли посмотреть.
Приказ местного правителя не хоронить трупы убитых арабов еще действовал. Сайф приказал похоронить собратьев, а рядом с местом побоища была построена мечеть, которая получила название Кыргын-Мачет («кыргын» – «резня», «бойня», «мечит» – «мечеть»). Все виновники трагедии были наказаны. Огромный курган, где покоятся почти три тысячи тел убитых арабов, до сих про так и возвышается рядом с мечетью.
«Тогда же к новому предводителю арабов пришло понимание, что религия, навязанная насильно, не будет принята людьми с душой. А такие мирные средства, как торговля, миссионерские проповеди, экономические меры, принесут гораздо больше пользы», – рассказал Касымов.
И стали вводиться новые правила. Народ, который принимал ислам, освобождался от оплаты подушевого налога. Кто ходил на пятничную молитву – получал две монеты. Поощрялась караванная торговля. И так постепенно почти во всех городах по караванным маршрутам начали появляться мечети, которые обслуживали купцов и миссионеров.
Из исторических источников известно, что Сайф правил этой местностью 16 лет и получил прозвище шах Фазиль, что означало «справедливый шах». Но во время одного из пиров он был отравлен и умер мучительной смертью. Об этом говорится в эпитафии, выбитой на могильных камнях-кайраках.
Сегодня это место притягивает к себе не только паломников, но и историков с архитекторами. Они стараются изучить каждую трещину и кирпичик всех этих сооружений, построенных в XI веке. Ведь время, о котором идет речь, называется эпохой Караханидов. Сооружений той эпохи на территории республики нет так уж и много. А для Кыргызстана это был период расцвета градостроительства и архитектуры.
«Орнаменты Шах-Фазиля – своеобразная энциклопедия орнаментов Средней Азии. Это говорит о том, какое там их разнообразие. Но не просто разнообразие, а все сделано в высочайшей технике резьбы. Это строительное архитектурное искусство. Некоторые орнаменты, их построения – очень сложные. Чтобы их сделать, были использованы достижения геометрии и математики того периода», – пояснил директор НИПИ «Кыргызреставрация» при Минкультуры КР Джумамедель Иманкулов.
«Меня что-то все беспокоило несколько лет, и я только года через два поняла, что это не мавзолей. Тогда что это? Явно не жилище. Дело в том, что мавзолей, если взять любые мавзолеи среднеазиатские, иранские – мы видим, что в экстерьере вход украшается надписями на арабском языке, из Корана. Но внутри мавзолей никогда не украшался, это место покойного», – отметила археолог.
Утверждать того, что не доказано фактами, ученые не могут. Поэтому пока есть только некоторые догадки. Например, та, что мавзолей изначально мог строиться не как мавзолей, а как обитель суфиев. Это представители течения в исламе, которые проповедовали аскетизм и повышенную духовность. Обычно они селились за пределами города, и к ним всегда за советом обращались правители. Для ученых лучший способ проверить подлинность своих догадок – провести вскрытие могилы. По результатам станет сразу понятно, к какому периоду относится захоронение, и есть ли оно там вообще. Но местные жители скорее будут против, потому что они много столетий считают это место святым.
Высота мавзолея – 15 метров. Семь метров – ширина внутренней части, а длина внешней стороны – 11,5 метров. Общая площадь – 130 квадратных метров. Пока одно приводится в порядок, время рушит другое. Работы внутри так и остались незавершенными. Строительные леса не убраны. Уникальной и подлинной резьбы на стенах осталось только 30%. Комплекс стоит в листе ожидания ЮНЕСКО на включение его в список всемирного наследия.
Оригинал earth-chronicles.ru