Ссудный блеск и духовная нищета Протестантского проекта

Spread the love

27

Ссудный блеск и духовная нищета Протестантского проекта

В предыдущих статьях геостратегического цикла были подробно разобраны игроки, обладающие шансом на обретение субъектности в текущем веке. Среди них, по тем или иным причинам, не оказалось нескольких региональных проектов – протестантского, православного, буддийского и др. Подробнее остановимся на первом из них, его ограничениях и перспективах

Несмотря на то, что в современном мире насчитывается более 800 млн. протестантов, одноименный геополитический проект отсутствует и, судя по всему, не будет сформирован. В первом приближении, геополитический проект США (Капиталистический проект) можно назвать протестантским, но, как отмечалось ранее, в его основе намного более широкая общность – «Иудо-христианский мир». Британия в принципе не имеет региональной проектности, а в рамках других текущих/ будущих геополитических игроков лютеране, баптисты, кальвинисты и прочие товарищи не обладают значимым весом и влиянием.

Протестантизм в мире

Протестантизм в мире

Фактически, общность под названием «протестантский мир» так и не сформировалась. Если категории «православный» и «католик» более сильны и важны для их носителей чем просто «христианин», то с протестантами ситуация обратная.

Показательным является «вторичность» протестантской проповеди. Практически везде, где уже была значимая духовная жизнь и развитое общество, протестантизм приходил на уже христианизированные земли, большей частью привлекая недовольных католицизмом (Европа, Латинская Америка), привлекая простотой и непритязательностью. Отдельно можно сказать про полностью дикие языческие земли (Африка), Северную Америку и Австралия, последние – суть территории переселения, а не проповеди. Единственным исключением является Южная Корея, где за последние десятилетия христианство стало доминирующей религией, в первую очередь за счет пасторов различных течений.

Рассмотрим основные ограничения Протестантского геополитического проекта, почему ему не суждено проявиться и выйти на первые роли при жизни ближайших поколений.

Психоисторические смыслы

Сила психоисторических смыслов (см. методику определения) протестантизма значительно слабее православия и католицизма (см. рисунок), вот только разрешение на ссудный процент и возможность коммерциализации духовной сферы очень привлекательны для «торговцев». Не удивительно, что наибольшее распространение реформаторским течения обеспечила экспансия «держав моря», что из всех видов борьбы предпочитают войну Афины (торгово-экономическая война). Все ради прибыли и золотого тельца, даже психоисторические смыслы можно обрезать (таки да, во всех смыслах), все в угоду наживе.

Ремарка. Современный экономиксизм – суть такой же протестантизм от политэкономии, с диким упрощением, отрицанием основ, традиций и жаждой наживы.

В последнее время в США происходит усиление процессов по трансформации оставшихся протестантских смыслов в «иудохристианский мир». В этом нет ничего странного, ведь попытки иудаизации христианства процесс очень старый и непрерывный. Реформация с отменой запрета ссудного процента имеет вполне характерные исторические корни и предпосылки.

Главная проблема Протестантского проекта – отсутствие субъектности. Количество крупных религиозных течений и сект исчисляется даже не десятками, кого среди них только нет. При этом, чем дальше идет процесс «возвращения к истокам», тем примитивнее становится учение, упрощение все значительнее.

Сила психоисторических смыслов направлений христианства

Сила психоисторических смыслов направлений христианства

На картинке показаны смыслы трех основных направлений христианства на территориях, где они доминируют. Нетрудно заметить, что протестантизм оказывается самым слабым.

У носителей/протоэлиты рассматриваемого Проекта нет единого образа будущего, а основной механизм поддержки и распространения – построенная на ссудном проценте экономика, перестает играть доминирующую роль в мире. Допинг, что пять столетий способствовал распространению реформаторских учений исчезает, ну а в сложном, меняющемся мире, в условиях жесткой конкуренции, простые системы в перспективе обречены на поражение. Глобализация на праволиберальных принципах, что поощряла множество реформистских течений, сект и атеизмов уходит.

Кстати, таким же допингом для экспансии ислама около полувека выступали деньги от продажи углеводородов Персидского залива. Как будет распределяться прибыль в производственных цепочках в новом мире панрегионов? Вот окажется, что основная прибыль окажется в области высоких переделов, а не добычи сырья и как быть?

Еще одним фактором, что ставит будущее Протестантского проекта под угрозу является роботизация при переходе в шестой технологический уклад. Сама концепция трудовой этики перестает быть актуальной, лишая последователей ключевых элементов жизни и веры.

Таким образом, в ближайшие десятилетия, впервые за пять столетий, произойдет качественное изменение ролей во внутрихристианском соревновании. Православие и католицизм получат преимущества над протестантизмом, вследствие утраты последним поддержки торгово-промышленных кругов. Мир ссудного процента уходит вслед за капитализмом, ну а роботизация делает неактуальной трудовую этику для 90% населения мира.

Африканские страсти

Очень интересной будет психоисторическая борьба на территории Африки в ближайшие 30-40 лет, ровно до момента, когда у победивших панрегионов дойдут руки до очередного освоения Черного континента.

Одной стороной противостояния будет архаичный ислам, с традиционной системой отношения, а с другой стороны встанут прорывающиеся в капитализм африканские «государства». Если развитые страны (США, Европа и др.) ждет технологический и социальный откат на несколько десятилетий, то заброшенную всеми черную Африку ждет возврат в эпоху первых технологических революций и период первичного накопления капиталов.

Психоисторическое противостояние в Африке в первой половине 21-го века

Психоисторическое противостояние в Африке в первой половине 21-го века

На базе крупных городов будут формироваться колониальные недоимперии, что будут захватывать и разграблять соседние территории. Местные вожди перестанут соблюдать даже минимальные нормы права, ну а внешним игрокам будет не до живущих в 17-18 веке дикарей. Отдельные, тщательно охраняемые анклавы со стратегическими месторождениями, да порты – вот основные объекты, достойные внимания и защиты геополитических игроков, до всего остального будет в разы меньше дел, чем даже в наши дни.

В этих условиях, смесь протестантских, католический и местных языческих смыслов станет актуальной и обретет шансы в борьбе с исламом. Если бы Африку не трогали лет сто, то там бы смогла появиться новая ветвь христианства (некий вуду-католицизм), но этого времени не будет.

Может ли Африка провалиться еще дальше в глубину веков или наоборот, самостоятельно построить развитое индустриальное общество? Нет, на оба вопроса. Информация, технологии, культура экономических отношений достаточно распространились в мире, чтобы не дать деградировать в железный век, да и контакты сохранятся, ну а для собственной цивилизации нет ни ресурсов, ни образования, ни времени, ни традиций. Ничего нет.

Таким образом, на ближайшие 30-40 лет Африка превратится в поле битвы двух архаичных социально-экономических формация: арабского ислама, стремящегося в Халифат и капиталистической экономики 17-18 века, построенной на смеси протестантизма, католицизма и местных негритянских традиционных верований.

Ну а в 2055-2060 гг. на материк вернутся очередные колонизаторы, центры триполярного мира или победивший проект. Начнется новый этап привнесения красивого, доброго и вечного для местного населения.

Будущее Красного проекта

В мире есть еще один геополитический проект, на который оказал очень существенное влияние протестантизм – Красный проект. В рамках европоцентричного представления о мире, именно Протестантский проект должен был стать основой, фундаментом Мировой революции и Коминтерна, а не перерождаться в Красный проект на базе православной России.

Довольно распространено представление о развитии/регрессе христианской цивилизации от православия к марксизму, в ходе которого снижалась значимость духовной компоненты в пользу материалистической. Дескать в ходе всего процесса идея – «Построения Царства Божьего» оставалась неизменной, только менялось представление о нем. Кстати, хилиазм является ересью, но сейчас не о нем.

Упрощенное представление о изменении смыслов

Упрощенное представление о изменении смыслов

Своя логика в этом есть, так как марксизм вырос на протестантской трудовой этике, вот только скачки России от православия сразу к марксизму и обратно, минуя промежуточные стадии, вызывает вопросы. Если бы процесс был простым и линейным, то отказ от марксизма должен был вызвать проявление в нашем обществе элементов западных вероучений, той же трудовой этики, чего не наблюдается. Сравнительный анализ нужно проводить по нескольким шкалам.

Для первичной классификации автором использованы три шкалы отношения (на графике первое значение выше оси, второе ниже) психоисторических систем смыслов к:

материальному миру («меняем мир» – «подстраиваемся под мир»);
духовный мир («совесть» – «закон»);
высшие силы («теизм» — «атеизм»).
Можно выделить другие шкалы, но данный набор кажется автору подходящим.

Эволюция христианских смыслов

Эволюция христианских смыслов

При такой разбивке представление о переходе от православия к марксизму раскрывается совершенно по-другому. Отношение к материальному миру меняется в пользу большего влияния на него, достигая «человек – царь природы». В рамках духовного мира и представления о высших силах происходит последовательное изменение, с итоговым отрицание основ.

В итоге классический марксизм уходит от понятия совести (речь идет именно об учении Маркса, а не левоконсервативном, Красном проекте Союза), атеизм становится основой, а материальный мир – мастерской человечества.

Похоже эта картинка на СССР? Нет, совесть у нас так и осталась выше закона, не просто так к ней постоянно обращались на всех уровнях и во всех сторонах жизни. Можно вспомнить знаковый диалог Глеба Жиглова и Володи Шарапова в «Место встречи изменить нельзя», где в капле отражалось море принципиальных для советского общества вопросов. Если бы было иначе, то очень многие моральные дилеммы даже не возникали.

Что будет представлять из себя «православный социализм»/«СССР-2»/«Красный проект-2»? Баланс активного начала в вопросе изменения мира, жизни по совести и понимания субъектности Высших сил. И да, никакой протестантской трудовой этики, не приживается она у нас. Нельзя все и сразу.

Таким образом, линейное представление об эволюции «православие» — «католицизм» — «протестантизм» — «марксизм» (в форме «Красный проект») не соответствует реальности, и существует лишь в рамках ограниченного, европоцентричного представления. Идеология СССР находилась между марксизмом и православием, и потерпела поражение. Будущее Красного проекта – православный социализм, что содержит намного больше православия, чем классического марксизма, построенного на базе протестантской этики.

Заключение

Отсутствие субъектности/единой проектной элиты, отмирание экономических отношений, построенных на принципах ссудного процента, и роботизация, уничтожающая базу для протестантской этики, обнуляют перспективы Протестантского проекта.

Для геополитических игроков, где большое протестантское население (США и Британия), проектные смыслы будут продолжать дрейфовать в сторону иудо-христианского мира. Единственным местом на карте, где Протестантский проект будет проявляться в ближайшие десятилетия – Африка. Схватка недо-Халифата и черных колониальных «карго-государств» за контроль над ресурсами, людьми и территориями станет карикатурным, сжатым по времени и локальным повторением истории 17-18 века. Будет как в анекдоте про кукурузник, ударившийся о пятиэтажку – «какая страна, такие и террористы». Вот только практически вся Африка, за исключением нескольких чужих анклавов, станет таким чудом.

Ну а возрождающийся Красный проект станет еще ближе к православному пути, чем к протестантской трудовой этике и классическому марксизму.

via

Источник vizitnlo.ru


Spread the love