Между тем, судя даже по отрывочным данным, «плиточники» имели самое непосредственное отношение к землям, на которых располагаются современная Бурятия, а также Забайкалье, Монголия и Тыва. Центральная Азия могла быть колыбелью цивилизации, достигшей небывалого могущества и вышедшей на высокий технологический уровень, недоступный тогда ни Древней Греции, ни Риму, ни Китаю.
КАМЕННЫЕ АРТЕФАКТЫ
Неделю назад мы рассказывали об удивительной находке, сделанной в иволгинской степи. Краеведы-исследователи Любовь Баирова и Эрдэм Жамсуев (председатель РОО «Содружество») показали нам остатки древней каменоломни, где делали знаменитые «Оленные камни» и жернова. Артефакты относились к очень далекой, еще дохуннской эпохе, и не исключено, что эта мастерская на сегодня является одним из немногих памятников, сохранившихся с «плиточных» времен. Напомним, что похожую каменоломню (меньшую по размерам) мы в свое время обнаружили в Заиграевском районе. Возможно, на протяжении от Заиграево до Иволги были и другие «каменные фабрики». Но во время строительства Улан-Удэ они могли быть уничтожены. Не так много осталось в Бурятии «Оленных камней» и плиточных могил. Большинство из них было разграблено и разрушено. Это обстоятельство и послужило причиной того, что краеведы не так много знают о древнем народе.
Более бережно относились к древним захоронениям на Алтае и в Тыве. Там древних артефактов много. Но и там ими особо не интересовались. А вот в Монголии изучением плиточной цивилизации занялись тщательно, пригласив западных специалистов. В ходе исследований удалось доказать, что территория расселения «плиточников» была очень широкой. Их земли тянулись от Байкала и Алтая до китайского плато Ордос, берегов Хуанхэ и предгорий Тибета.
ЗВЕРИНЫЙ СТИЛЬ
По мнению ученых, культура «плиточников» была одной из самых значительных в Центральной Азии. Об этом свидетельствуют многочисленные находки в монгольских могилах (экспонаты можно увидеть в музее Улан-Батора). «Плиточники», как мы уже упоминали в прошлой публикации, не были теми дикими кочевниками, которыми их обычно изображают в литературе. Они были искусными камнерезами и металлургами. Среди музейных экспонатов имеются прекрасно сохранившиеся бронзовые и железные мечи, наконечники стрел, зеркала, швейные иглы, ложки, вилки, ножи. Причем ножи не только боевые, но и кухонные – с привычным нам сейчас закруглением острия. И все это было сделано почти за полторы тысячи лет до нашей эры!
Почти все предметы были украшены особым причудливым узором в «зверином стиле». Это очень редкая манера исполнения изображений животных — оленей, лошадей, кабанов, барсов, волков. Например, барсы обычно изображались свернутыми в клубок, а олени — с подогнутыми ногами и откинутыми на спину рогами, лошади – с развевающимися гривами. Именно таких оленей (и лошадей) исследователи часто видят на могильных «Оленных камнях».
НЕУКРОТИМЫ В БОЮ
Стоит заметить, что «звериный стиль» использовался в истории крайне редко. В основном его носителями являлись скифы – легендарный народ, который внезапно появился на исторической арене Европы в VII веке до н. э. О нем известно только то, что они «вынырнули» откуда-то из глубин Азии. Хорошо организованные и прекрасно вооруженные скифы быстро захватили Причерноморье, от Дона до Дуная, взяли под контроль Кавказ и Среднюю Азию, разгромили древние царства Ближнего Востока (Ассирию, Вавилон, Мидию) и даже вторглись в древний Египет.
Вообще о скифах известно мало. В основном о них со страхом рассказывали в древнегреческих летописях. Воины Эллады, столкнувшись со степняками, описывали скифов как грозных всадников, «неукротимых в бою». Особенно пугало европейцев, только освоивших бронзовую металлургию, то, что скифы вовсю пользовались железным оружием. Это говорит о том, что пришельцы из Азии стояли на более высоком технологическом уровне. Поражала греков и меткость степняков. Кстати, поэтому азиатский народ и был назван скифами (от германского skut — стрелок из лука).
Эллины отмечали, что степная армия, несмотря на один язык и культуру, была разнородной – в ее рядах были люди как европейского типа, так и азиатского.
Завоеванные земли кочевники удерживали на протяжении почти четырех веков. Однако потом «в одночасье» исчезли, оставив о себе только могильники, где то и дело находят мечи и ножи, украшенные странным «звериным стилем».
СКИФЫ, ХУННЫ И ЧИНГИСХАН
Почему исчезли скифы, до сих пор остается загадкой. А вот вопрос о том, откуда они пришли, потихоньку проясняется. Находки в Монголии, Китае, на Алтае и в Забайкалье подводят к тому, что скифы как раз и были представителями той самой загадочной цивилизации «плиточников». Об этом свидетельствуют один и тот же «звериный» стиль украшений, схожесть орудий труда и оружия, умение «плиточников» работать не только с бронзой, но и с железом (что в те времена было большой редкостью). Немаловажно и то, что в могилах «плиточников» находят останки людей, принадлежащих как к европеоидам, так и к монголоидам.
Так что напрашивается вывод, что родиной скифов была Центральная Азия. Именно здесь и ковалась та древняя цивилизация, которая удивила весь мир. Не исключено, что в дальнейшем скифы стали знаменитыми хуннами (гуннами), став второй развитой цивилизацией Азии.
Кстати, не потому ли гунны так упорно рвались на запад? Может, они хотели восстановить былую империю в своих прежних границах? А еще хунны постоянно совершали набеги на Китай, стремясь дойти до Ордоса и берегов Хуанхэ. Напомним, что именно там обнаружены многочисленные плиточные захоронения. Не исключено, что хунны просто стремились вернуться туда, где они некогда жили. Натиск степняков был настолько силен, что китайцам даже пришлось сооружать свою знаменитую Великую стену, взять которую хуннам так и не удалось.
Частично хунны ушли на запад, где стали известны под именем гуннов. История гуннского нашествия в Европу завершилась на Каталаунском поле, где доселе непобедимые степняки потерпели поражение от объединенной армии Римской империи, германцев и франков. А вот те из хуннов, кто остался в великой степи, могли стать предками древних монголов, алтайцев, бурят, тувинцев, енисейских киргизов и прочих народов Центральной Азии.
Заметьте, что, когда в наших местах сформировалась уже третья по счету цивилизация Центральной Азии под предводительством Чингисхана, монгольская армия снова двинулась по тому же пути, что и «плиточники»-скифы. Сперва на юг, в сторону Китая, затем на запад, в Европу. И на сей раз поход был удачен – Чингисхану удалось восстановить скифские земли в прежних границах – от Желтого моря до Средиземного.
В заключении отметим, что цепочка «скифы – хунны — монголы» являются вольной трактовкой исторических событий. Более точную оценку того, насколько были связаны эти цивилизации, могут дать только ученые. Однако имеющиеся на сегодня факты говорят о том, что определенная основа в нашем предположении все-таки имеется.
Как оказалось, на степных пространствах от Байкала вплоть до реки Жёлтой находился целый мир степных скотоводов, образ жизни и культура которых в ряде характерных специфических деталей близко напоминали быт и культуру скифов Причерноморья.
Почти сто лет назад известный исследователь древностей Забайкалья Д.П. Давыдов, сотрудник сибирского отдела Русского географического общества, обнаружил вблизи города Верхнеудинска (ныне г. Улан-Удэ) замечательный памятник далёкого прошлого Забайкальских степей.
Это была большая каменная плита, ее создание датировано учеными-археологами VII — V веками до нашей эры.
На камне высечены стилизованные изображения оленей, летящих к солнцу. Дело в том, что именно эти животные были священными для сибирских шаманов. Солнце также играло ключевую роль в их верованиях. Не случайно татуировки оленей наносили на тела погибших сибирских воинов, ведь животные должны были стать их защитниками и проводниками душ умерших. На Иволгинской стеле, как и на других подобных оленных камнях, изображено личное снаряжение древнего степного воина: боевой пояс, лук, стрелы, топоры и кинжал. Все вместе это позволило ученым предположить, что «Оленные камни» устанавливались на месте захоронений воинов или жертвоприношений. Исследователи также считают, что стилистика рисунков на них указывает на неоспоримую связь культуры сибирских племен со скифами Причерноморья.
Длина камня 3,5 м, из них 2,9 м приходится на ту часть, которая покрыта орнаментом. Ширина в среднем 90 см, толщина — 19 — 20 см. Изготовлена плита из куска мелкозернистого розового забайкальского гранита. При этом рисунки на ней настолько отчетливы и ясны, что только единообразный цвет поверхности камня и степень ее выветренности указывают на солидный возраст.
«По форме камень представляет собой массивную плиту с характерной скошенной наискось к одному краю вершиной. Благодаря этому он слегка напоминает саблю или даже грубо стилизованную плоскую фигуру гигантской рыбы. Сходство с рыбой, кстати, увеличивается наличием в самом углу вершины камня, с одной стороны его, большого высеченного круга, напоминающего глаз, а с другой стороны — широкой дуги, напоминающей жабры. Но такое сходство может быть случайным», – писал об Иволгинской стеле академик Алексей Окладников.
Плита сейчас находится слева от входа в отдел истории Иркутского областного краеведческого музея.
Оригинал earth-chronicles.ru