На протяжении десятилетий виртуальную реальность (VR) называли будущим кинематографа. Говорили, что она сможет предложить зрителю опыт, несравненно более многоаспектный и захватывающий (иммерсивный), чем традиционное кино или телевидение.
В написанном в 1955 году эссе «Кино будущего» (The Cinema of the Future) американский режиссер, пионер виртуальной реальности Мортон Хейлиг предсказывал, что кинематограф продвинется до той точки, когда сможет открыть перед человеком новый научно созданный мир, яркий и живой, отвечающий динамике нашего сознания.
Хейлиг выделял многие свойства виртуальной реальности, хотя и не использовал еще тех терминов, которые употребляем мы — они еще просто не были изобретены в его время.
Но вот, пока суть да дело, то самое будущее наступило — а кинематографии все еще очень далеко до использования продвинутых и поражающих воображение технологий, которые мы видим в некоторых фантастических фильмах.
Впрочем, многие кинематографисты уже сменили традиционные камеры на такие, которые позволяют снимать со всех возможных углов (панорамные камеры с углом обзора в 360 градусов), и нынешнее время напоминает полные экспериментов ранние годы развития кино (конец XIX — начало XX века).
В кино еще не пришли те технологии, которые мы видим в некоторых фантастических фильмах (Остин О’Брайен в фильме «Газонокосильщик»). Фото: Eric Robert/Sygma/Sygma GI/BBC
Быстро развивающиеся технологии содержат потрясающий потенциал для будущего кино: например, (дополненная реальность), AI (искусственный интеллект) и постоянно растущая мощность компьютеров, предлагающая все более детализированные, с высоким разрешением, цифровые миры.
Как будут выглядеть фильмы, снятые через 20 лет? Чем будут отличаться от нынешних истории, рассказанные киноязыком будущего? Какой зрительский опыт они предложат?
Специально для вас
Такие фильмы, сказал Милк в интервью BBC Culture, будут способны развивать сюжет в режиме реального времени, «конкретно для вас, для удовлетворения именно ваших потребностей, исходя из того, что вам нравится, а что — нет».
Милку нравится термин «проживание истории», он заменяет им привычный — «повествование», рассказывание истории.
Милк считает, что техника кино разовьется настолько, что фильм будет восприниматься как часть повседневной жизни, только с поразительными элементами выдуманных историй.
Гуру иммерсивной реальности Крис Милк считает, что в будущем нас ждут фильмы, приспосабливающиеся к потребностям конкретного зрителя. Фото: GI/BBC
Представьте себе гораздо более продвинутую версию Сири, только в виде персонажа фильма.
Милк признает, что такой технологии (позволяющей киноперсонажу разговаривать и реагировать на вас, как будто он живой человек) пока еще не создано, однако добавляет: «Не думаю, что нам придется ждать целых 20 лет».
Объёмное изображение реальности
Влиятельный документалист, журналист и, по оценке Wall Street Journal, «крестная мать виртуальной реальности» Нонни де ла Пенья говорит, что первое, что ей приходит на ум, когда она размышляет о будущем кино, — это «объемность изображения», в отличие от сегодняшних двухмерных экранов.
Нонни де ла Пенью (на фотографии — во время кинофестиваля Сандэнс в 2012 г.) называют крестной виртуальной реальности. Фото: GI/BBC
Вместо этого нам предложат «опыт полного воплощения, объема, почти осязаемых трехмерных предметов вокруг нас», потому что «придет молодая аудитория, привыкшая к такому опыту…».
Виртуальная копия нашего мира
Действие фильма происходит в футуристическом городе, парящем в облаках. Он снят с применением технологии «шесть градусов свободы» (6Dof, иммерсивная графика), позволяющей зрителям физически передвигаться в созданном мире.
В будущем, считает Чанг, VR все больше будет сливаться с AR Cloud, которая, в сущности, представляет из себя цифровую копию нашего мира.
По словам Чанга, в будущем истории будут буквально окружать вас. Например, «вы просыпаетесь, а на столике рядом с кроватью вас ждет киноперсонаж, который вам нравится. Уже сейчас создаются фильмы, которые продвигаются именно в этом направлении, например, «Она» (американская фантастическая мелодрама, 2013 г. — Прим. переводчика).
«Искусство игры сознания».
Уоллворт предвидит, что VR и AR расширят палитру красок традиционных фильмов: шлемы виртуальной реальности позволят переключаться с простого «смотрения» кино на полную погруженность в тот или иной эпизод фильма — по желанию самого зрителя.
Шлемы виртуальной реальности на головах тех, кто пришел на вечер встречи с Линетт Уоллворт (2016 г.). Фото: GI/BBC
Технология виртуальной реальности развивается очень быстро, и, кажется, ее возможности не имеют границ.
Интересно, что Стивен Спилберг в 2016 году предупреждал режиссеров об опасности виртуальной, смешанной реальности: ведь зритель, обладая свободой действий, может выбрать совсем не то направление, которое имел в виду рассказчик истории.
Но многим этот момент — когда зрители сами выбирают, в какую сторону развиваться сюжету — представляется скорее положительным, поскольку поддерживает мысль, высказанную Хейлигом: «кинематограф будущего больше не будет изобразительным искусством, он станет искусством игры сознания».
В этом, наверное, и состоит разница между «повествованием» и «проживанием».
Оригинал earth-chronicles.ru