Результаты выборов в Верховную раду были ожидаемы. Многими политологами и социологами они прогнозировались, как выяснилось, с достаточно высокой точностью.
Некоторая интрига заключалась в том, пройдет ли в парламент партия «Голос» Святослава Вакарчука, наберет ли она необходимые пять процентов голосов. Набрала. Поскольку эта партия необходима, чтобы Зеленский не «страдал» один, видимо, и было принято решение, чтобы она составила коалицию со «Слугой народа».
Как новый состав Рады повлияет на российско-украинские отношения? Принципиальных изменений не произошло, а значит, и подвижек в отношениях, во всяком случае быстрых, ожидать не стоит. Сколько бы ни говорили, что в парламент Украины пришли новые люди, надо понимать: идеи они исповедуют старые. Владимир Зеленский уже фактически отказался выполнять Минские соглашения в той форме, в которой они были подписаны, да и если он вдруг этого захочет, в нынешнем составе Рады очень трудно представить возможность набора конституционного большинства голосов, необходимых для изменения основного закона страны. А это необходимо, чтобы реально выполнить достигнутые в нормандском формате договоренности. Также трудно представить, что в Раде удастся собрать простое большинство голосов, необходимое для модификации языкового закона, лежащего бревном на пути Минских соглашений: достаточно депутатов и в «Слуге народа», и в «Голосе», и среди мажоритарщиков, которые проголосуют против. По этой же причине принципиальных улучшений в отношениях России и Украины тоже ждать не стоит.
“ Будут меньше драться и блокировать трибуну, но ждать прорывов не стоит ”
По сравнению с «майданной» Радой нынешний украинский парламент выглядит куда респектабельнее – народ более образованный и воспитанный. Но при этом не менее, чем предыдущий состав, радикально настроенный. И у меня нет оснований думать, что в украинском парламенте появится больше здравого смысла. Изменится стиль – будут меньше драться и блокировать трибуну, депутаты станут вести себя в неких общепринятых парламентских традициях, но ждать прорывов я бы не стал. И замечу, что профессионализма у нового состава не больше, чем у прежнего: да, более спокойные, но при этом менее опытные. А поскольку Рада формирует правительство, велика вероятность того, что профессионализм нового кабинета министров окажется даже ниже, нежели у предыдущего его состава.
Какой в данной ситуации должна быть линия России? Активно продолжать то, что мы делаем сейчас. Президент расширил возможности украинцев в получении российского гражданства. Москва продолжает настаивать на предусмотренном Минскими соглашениями прямом диалоге Киева с Донецком и Луганском. И если Украина не перестанет блокировать эти переговоры, занимаясь химерами с «модификацией» нормандского формата и включением в него обитателей из-за океана, придется ставить вопрос о признании ДНР и ЛНР. Бесконечно ждать, пока на Украине сформируется нормальная вменяемая власть, Россия не может и не должна.