Открытие было сделано учёными Института археологии РАН (ИА РАН).
Поясним, что Фанагория – одна из греческих колоний, основанных на берегах Чёрного и Азовского морей ещё в VI–III веках до нашей эры. На месте некоторых из этих поселений и по сей день стоят города. Это, например, Керчь (древний Пантикапей), Севастополь (изначально Херсонес), Белгород-Днестровский (некогда Тир) и Феодосия (сохранившая античное название).
Фанагория располагалась на Таманском полуострове на берегу Керченского пролива или, как его называли греки, Боспора Киммерийского. Город был окончательно заброшен примерно в X веке. Ныне он представляет собой археологический памятник.
«Эти находки очень важны для понимания того, как становилось христианство на территории современной России. Оно появилось на Боспоре уже в IV веке, именно здесь проповедовал Андрей Первозванный, и именно на территории Боспорской епархии находится самая древняя на сегодняшний день православная церковь Иоанна Предтечи. Не исключено, что найденные фрагменты принадлежат ещё одному древнейшему христианскому храму, который когда-то находился на азиатской части Боспора», — говорит Владимир Кузнецов, руководитель Фанагорийской археологической экспедиции ИА РАН.
В начале VI века епископская кафедра, подчинённая непосредственно Константинополю, появилась и в Фанагории. Подпись епископа Фанагории Иоанна стоит под документами патриаршего синода 519 года в Константинополе. Учреждение епископской кафедры в Фанагории, несомненно, связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстиниане I.
Но при этом материальных свидетельств христианизации населения Фанагории удивительно мало. О присутствии на этой территории христианского населения свидетельствует краснолаковая посуда V–VI веков с христианской символикой (главным образом, штампованными изображениями крестов разных типов). Также найдена мраморная плита с греческой надписью: «Господи, помоги рабу Твоему Кириаку капитану, всем морякам и Георгию грешнику», датируемая VI–VII веками. Есть ещё известняковое надгробие второй половины IV–V века с изображением креста и греческой надписью: «Господи, помоги Феодоту.» И это практически всё.
Единственным доказательством существования в Фанагории христианского храма до сегодняшнего дня являлся бронзовый крест VI века. Подобные кресты обычно подвешивались к лампадофору или кронштейну для лампад.
Поэтому так важны нынешние находки Фанагорийской экспедиции. Во-первых, это фрагмент мраморной полукруглой столешницы с арочными вырезами вдоль края. Во, вторых, обнаружен фрагмент мраморной купели для крещения. Учёные считают эти предметы убедительными свидетельствами того, что в Фанагории был построен храм одной из первый на этой территории христианских общин.
Столешницы в форме греческой буквы «сигма», обычно датируемые V-VI веками, использовали в храмах в качестве алтаря, в том числе и главного, и стола для подношений. Также они использовались во время литургических и поминальных трапез. Происхождение большинства из них неизвестно, но отмечается их концентрация в Восточном Средиземноморье.
«Таких предметов очень мало, и обычно их находят в обломках. На сегодняшний день известны только три целых экземпляра, которые находятся в музеях Афин, Нью-Йорка, и ещё один был продан на аукционе Сотбис в Лондоне. Поэтому фрагмент алтарной столешницы, найденный в Фанагории — это неординарная находка», — отмечает Кузнецов.
В ранневизантийское время крестили в относительно небольших купелях, если не было специально построенного бассейна со ступеньками. Купели были самых разных размеров и форм: круглые, прямоугольные, многогранные, в форме многолепесковой розетки. Различались они и по убранству: от простых, лишённых каких-либо декоративных элементов, до украшенных рельефными разной степени сложности и мозаичными изображениями.
Нынешняя находка некогда представляла собой простую прямоугольную купель. Она имела два отверстия для слива воды. Из верхнего, как в конструкции современной ванны, выливались излишки воды, вытесняемой при погружении крещаемого в купель. Судя по предполагаемым размерам, она была рассчитана не только на младенцев, но и на взрослых. Это было естественно в период распространения христианства, когда основную массу крестившихся составляло взрослое население. К сожалению, сохранились только боковые и тыльная стороны купели, а также дно. Как выглядела её лицевая сторона, на которой обычно помещались христианские символы и обязательное изображение креста, пока остаётся неизвестным.
Оригинал earth-chronicles.ru