Ученые на шаг приблизились к раскрытию таинственного источника метана на Марсе

Метан, выделяющийся из огромного кратера на Марсе, может быть признаком жизни или другой небиологической активности под поверхностью планеты. Некоторые считают, что в кратере Гейл, диаметром 154 км и возрастом около 3,8 миллиардов лет, находится древнее русло озера.

Команда ученых смогла улучшить оценку метана, используя данные со спутника ExoMars Trace Gas Orbiter и ровера Curiosity, который собирает образцы породы, почвы и воздуха для бортового анализа.

Доктор Джон Мурс, приглашенный научный сотрудник Австралийского научного университета (АНУ) из Йоркского университета в Канаде, который возглавлял новое исследование, рассказывает, что ученые уже более десяти лет размышляют о том, каким может быть источник метана на Марсе.

«Это новое исследование переопределяет наше понимание того, как концентрация метана в атмосфере Марса меняется со временем, и это помогает нам разгадать большую загадку о том, каким может быть источник», — сказал доктор Мурс.

Со-исследователь АНУ профессор Пенни Кинг сказал, что было несколько не менее правдоподобных объяснений метана, обнаруженного на Марсе.

«Некоторые микробы на Земле могут выживать без кислорода глубоко под землей и выделять метан как часть своих отходов», — сказал профессор Кинг из Исследовательской школы наук о Земле АНУ. «У метана на Марсе есть и другие возможные источники, такие как реакции водной породы или разлагающиеся материалы, содержащие метан».

В прошлом году ученые узнали, что концентрации метана менялись в течение сезонов с повторяющимся годовым циклом.

«Эта самая последняя работа предполагает, что концентрация метана меняется в течение каждого дня», — сказал доктор Мурс. «Мы впервые смогли рассчитать скорость просачивания метана в кратере Гейл на Марсе, которая эквивалентна в среднем 2,8 кг в марсианский день».

Команда смогла согласовать данные с космического газоанализатора ExoMars и вездехода Curiosity, которые противоречат друг другу с совершенно разными данными по обнаружению метана.

«Мы смогли в них разобраться, показав, что концентрации метана были намного ниже в атмосфере в течение дня и значительно выше у поверхности планеты ночью, поскольку теплопередача уменьшается», — сказал он.

Исследование, которое было поддержано миссией НАСА Mars Science Laboratory и Канадским космическим агентством, опубликовано в Geophysical Research Letters.