На первый кажется, что эту церковь на Святой земле могли возвести христиане грузинского царства, поскольку среди ее мозаик археологи обнаружили календарь с древнегрузинским летоисчислением. Однако такие выводы были бы чересчур поспешными, считает сотрудник университета Прешова, византолог Вацлав Ежек, несколько дней назад вернувшийся с раскопок: «Преждевременно было бы утверждать, что этот храм жил по древнегрузинскому календарю. Это подтвердили и раскопки этого года, в которых я участвовал, – в этом храме обнаруживаются все новые надписи с датированием в различных летоисчислениях. То есть мы говорим о комплексе, где появляется и грузинский календарь, и местный, и официальный византийский календарь, и другие надписи, свидетельствующие, что это загадочная постройка, в истории которой было несколько этапов».
Действительно, Византийская империя в V и VI веках не использовала единое для всех летоисчисление, так что там могла присутствовать датировка, относящаяся к разным календарям.
«Византийские церкви росли в Палестине как грибы после дождя»
«Чем больше этих храмов обнаруживается в Палестине, – а в византийский период они, по-видимому, росли там как грибы после дождя, тем больше основания утверждать, что Палестина являлась очень важной культурной областью Византийской империи, которой она уделяла большое внимание. Причем это не было спорадическое строительство храмов в разных местах – их расположение и количество подтверждает, что в V и VI веках Палестина является стратегически важной площадкой Византии».
Раскопки в храмовом комплексе также могут изменить и представление о развитии христианской литургии в целом. Обнаруженные там мозаичные надписи сохранили имена диаконисс. Разумеется, давно известно, что в первые годы христианства существовали женщины, принявшие посвящение, однако их роль заключалась в том, чтобы помогать другим женщинам при переодевании для совершения обряда крещения. То, что их имена обнаружились на мозаиках собора, свидетельствует об их куда более высоком положении в церкви, то есть это укрепляет позиции тех ученых, которые считают, что диакониссы принимали участие непосредственно в литургии, считает Вацлав Ежек. Лишь позже проведение богослужения в православной и римско-католической церквях полностью перешло к мужчинам…
Дорога к храму на Мадабской карте
В 2017 году команда археологов под руководством Александра Фанталкина из Тель-Авивского университета обнаружила в Ашдод-Яме развалины огромного древнего храма или даже монастыря. Такой комплекс мог находиться только в важном полисе Византийской империи, что и объясняет присутствие этого города на Мадабской карте.
Интересно также отметить, что «грузинский след» в Ашдод-Яме появляется не впервые. Так, команда Александра Фанталкина два года назад обнаружила мозаичный пол грузинской церкви VI века. Надписи на греческом сообщают, что эта церковь была построена грузинскими христианами, – на что указывает и древнегрузинская система летоисчисления, которую теперь археологи обнаружили в последнем раскопанном храме. Его тайны ученым еще предстоит разгадать.
Оригинал earth-chronicles.ru