В Приморье археологи обнаружили ранее неизвестную керамику «черной серии»

Spread the love

Во время раскопок на памятнике Черепаха 7 археологи Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) вместе со специалистами Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН обнаружили керамику, по типу не относящуюся к янковской гончарной традиции, считавшейся единственной для южного Приморья рубежа II — первой половины I тыс. до н.э. Статью, посвященную открытию, опубликовали в журнале «Российская археология».

На юге Приморского края с IX до н. э проживали представители янковской археологической культуры. Территории их поселений выделяют наслоения раковин моллюсков. Особенность самой культуры заключается в одновременном производстве орудий труда как из железа и бронзы, так и камня. Помимо орудий при раскопках в большом количестве обнаруживали кости диких и домашних животных, и глиняные сосуды. Последние включали тарную, кухонную, столовую и ритуальную посуду. Среди них — плоскодонные горшки, чаши, амфоровидные сосуды, украшенные геометрическим орнаментом. Преимущественно все они были выполнены в теплой цветовой гамме.

Поселение Черепаха 7 расположилось на северо-западном побережье Уссурийского залива близ устья реки Артемовка. Площадь памятника — 1800 м2. Вместе с примыкающей Черепахой 13 оно некогда представляло одно крупное поселение, слой янковской культуры в котором представляли 18 котлованов жилищ. Коллекция артефактов янковской культуры из окрестностей включила 70 тыс. фрагментов и несколько десятков сосудов из керамики. Среди находок выделялись несколько археологически целых сосудов и около 500 фрагментов.
Учёные дали необычной керамике название «чёрная серия». Ее поверхность сперва специально обрабатывали, а затем подвергали процедуре дымления. В результате, она приобретала тёмно-серый или чёрный окрас, что отличает её от гончарных изделий янковской культуры.

«Чёрная серия», предположительно, относится к периоду раннего палеометалла, то есть времени появления в Приморье первых бронзовых орудий (рубеж II-I — середина I тыс. до н.э). По отдельным признакам находка сближается с материалами памятников эпохи бронзы западного и центрального Приморья, хотя не представляет с ними культурного единства.

Керамика янковской традиции и «чёрная серия», обнаруженные в одном керамическом комплексе, позволяют ученым выдвинуть гипотезу того, что различные культуры не только могли сосуществовать, но и влиять друг на друга. Пока открытие рассматривают как локальное явление. Однако, такую же гончарную традицию ранее отмечали в западном Приморье, что не относится к ареалу распространения янковской культуры.

Spread the love