«Похожие структуры предсказываются теоретически и в случае нейтронных звезд. Это очень здорово — впервые увидеть их в реальных данных. Теоретики теперь получат новые фактические данные для моделирований, а мы — еще один инструмент для исследования параметров нейтронных звезд», — считает один из авторов работы, заместитель директора ИКИ РАН Александр Лутовинова.
Пульсары — это особый вид нейтронных звезд, которые представляют собой остатки взорвавшихся сверхновых, от полюсов которых исходят узкие пучки радиоволн и других форм электромагнитного излучения. Обычно «новорожденные» пульсары вращаются очень быстро, однако постепенно они замедляются, расходуя на излучение энергию вращения.
С другой стороны, если пульсар находится в космосе не один, а в компании обычной звезды, он может вновь раскрутиться, если он начнет «воровать» материю у нее. Это происходит из-за того, что большая плотность и масса пульсаров особым образом воздействуют на размеры гравитационной «сферы влияния» их соседа, сжимая ее до размеров, меньших, чем объем самого светила. В результате этого материя звезды, расположенная за ее пределами, в буквальном смысле перетекает на пульсар.
Этот процесс не только раскручивает нейтронную звезду, но приводит к рождению мощных вспышек света в рентгеновском диапазоне, порождаемых взаимодействием падающей материи и магнитного поля «мертвого светила». Яркость тех точек на поверхности пульсаров, которые порождают эти вспышки, превышает общую светимость Солнца в несколько тысяч раз.
Лутовинов и его коллеги открыли необычную особенность рентгеновских пульсаров, которая позволяет более детально изучить механизмы их работы, наблюдая за системой GRO J2058+42. Она расположена в созвездии Лебедя на расстоянии почти 30 тысяч световых лет от Земли.
Часть этой материи, как обнаружили ученые еще более полувека назад, периодически попадает в «сферу влияния» этого пульсара и падает на него, порождая вспышки. В отличие от многих других пульсаров, вспышки GRO J2058+42 нельзя предсказать, поэтому ученые сильно заинтересовались подобными событиями и всей этой звездной системой в целом.
Недавно российские ученые смогли «поймать» момент зарождения новой вспышки от GRO J2058+42 и оперативно организовать серию наблюдений, используя американский космический телескоп NuSTAR.
Данные, которые они в результате получили, раскрыли удивительный феномен. Оказалось, что следы существования мощного магнитного поля в излучении пульсара проявлялись только на определенных фазах вращения «мертвой звезды», а не были заметны всегда или отсутствовали в принципе, как это характерно для других пульсаров. Это означает, что магнитное поле «мертвой звезды» было крайне неоднородным.
«Одним из фундаментальных вопросов образования и эволюции нейтронных звезд является структура их магнитных полей. С одной стороны, в процессе коллапса должна сохраняться дипольная структура звезды-прародительницы, с другой, мы знаем, что даже у нашего Солнца есть локальные неоднородности магнитного поля, что, например, проявляется в солнечных пятнах», — предполагает Лутовинов.
Открытие подобных «родимых пятен» у пульсаров впервые указало на то, что их магнитное поле устроено сложнее, чем ученые считали раньше. Дальнейшие наблюдения за GRO J2058+42 и другими рентгеновскими пульсарами подобного типа, как надеются астрофизики, помогут понять, как долго существуют эти неоднородности и какие процессы внутри нейтронных звезд могут порождать их.
Оригинал earth-chronicles.ru