«Самым значимым открытием сезона является погребение под номером 174, в котором были похоронены четыре человека, предположительно родственники. В этом захоронении находились предметы, которые можно уверенно датировать I — началом II в. н.э. Прежде всего это римская фибула «Авцисса», которые массово изготавливали в мастерских специально для солдат римской армии. Тут можно бы сказать, что мы имеем дело с трофейной фибулой, однако вместе с ней на ногах погребенного были обнаружены две римские пряжки, серебряная и бронзовая. Там же были найдены железные удила с псалиями (пара деталей, прикреплявшихся к концам удил для их закрепления во рту у коня — прим. ТАСС), которые, скорее всего, также были изготовлены в римских мастерских. <. . .> Этот воин, местный сарматизированный горец, вполне мог служить в римской армии в качестве кавалериста-наемника», — рассказала Кадиева.
По ее словам, на шее у древней горянки археологи нашли медальон с насыщенно-лиловым аметистом высокой прозрачности. «Это камень высокого ювелирного качества, вполне достойный своей золотой оправы. Из этого мы делаем вывод, что богатые воины-уроженцы Северного Кавказа могли дарить своим избранницам дорогие украшения, изготовленные в Римской империи, которая тогда считалась центром мира», — сказала ученый.
Начиная с эпохи императора Нерона (54-68) Римская империя распространяла свою власть все ближе к Кавказу, а в I в. н.э. римские гарнизоны стояли на Черноморском побережье нынешней Абхазии. При этом уже тогда существовала дорога от Черного моря, с окраины империи, на территорию современной Кабардино-Балкарии. В любое время, когда перевал Донгуз-Орун не закрывался по погодным условиям, люди проходили Кавказский хребет через Баксанское ущелье в обоих направлениях.
Чем значимы эти находки?
«Это та эпоха, когда кавказские предгорья начали занимать сарматские племена и когда начала формироваться раннеаланская археологическая культура и собственно аланский народ. В его формировании, помимо алан, принимали участие различные кавказские народы, в том числе потомки носителей кобанской археологической культуры, которые подвергались иранизации еще в скифскую эпоху и сарматизации — в сарматскую. Они восприняли часть сарматской материальной культуры, в том числе погребальных обычаев, но сохранили при этом свою специфику», — рассказала археолог. Погребения этих людей на равнине, отметила она, были хорошо известны ученым со второй половины ХХ в., однако в горной зоне имеются лишь считанные единицы такого рода памятников археологии.
Экспедиция на «кладбище нартов»
Могильник, известный среди местных жителей как «кладбище нартов», расположен на мысу над рекой Гунделен и состоит из трех объектов — грунтового могильника (VIII в. до н.э. — VIII в. н.э.), поселения Гунделен сарматского времени и скального могильника Гунделен-2 (VIII — XI вв.). Некрополь действовал более полутора тысяч лет — с VIII в. до н. э. до VII в. н. э., он охватывает кобанскую, сарматскую и аланскую эпохи. Сейчас исследовано 186 погребений. Участки некрополя имели небольшую площадь, и зачастую умерших хоронили так, что дно одного погребения оказывалось перекрытием другого, более раннего. Исследование осложняется тем, что катакомбы сарматского и аланского времени расположены под погребениями кобанского периода.
Оригинал earth-chronicles.ru