Немецкие ученые разобрались в процессе возникновения новой коммуникационной системы. Эксперимент привел к неожиданным результатам: даже дети дошкольного возраста смогли спонтанно создать язык, обладающий основными свойствами естественного.
Как возник язык — по большей части загадка. Учитывая то, что этот процесс мог растянуться на тысячи лет, поразительно наблюдать, как глухонемые создают новый язык жестов спонтанно. Наблюдения показывают, что когда встречаются два незнакомых друг с другом глухих человека, они придумывают собственный язык жестов за относительно краткое время. Наиболее яркий пример — никарагуанский жестовый язык, самостоятельно созданный детьми в ряде школ в 70 — 80-х прошлого века.
Ученые из Исследовательского центра раннего развития детей и Института Макса Планка попытались точно восстановить этот процесс.
Эта идея появилась у них давно, но сталкивалась с проблемой: как заставить детей общаться друг с другом, но не разговаривать?
В конце концов, решение было найдено. Дети должны были находиться в отдельных комнатах, между ними была установлена видеосвязь через Skype, но звук был отключен. Их задачей было описать изображение в ходе игры. С повседневными предметам — молотком или вилкой — все было просто, дети показывали их, имитируя соответствующие виды деятельности. Но чем более абстрактными становились изображения, тем интереснее была коммуникация, пишет Science Daily.
Так, например, один ребенок смог описать другому пустой белый лист. Отправитель сначала перепробовал всевозможные жесты, но получатель дал понять, что не понимает его. Внезапно первый ребенок указал на белое пятно на цветной футболке. Потом, когда роли поменялись, и был задан тот же предмет, отправитель повторил этот жест, хотя на нем не было белой футболки, и реципиент его все равно понял.
За короткое время эти двое смогли придумать язык, описывающие сложные отвлеченные понятия. Когда задания усложнились, дети начали комбинировать жесты — то есть создали нечто вроде грамматики.
Путь языка
Развитие естественного языка могло двигаться примерно тем же путем: сначала были придуманы жесты, напоминающие действия и объекты. Основанием для их возникновения был общий опыт между партнерами по общению.
Происходит согласование языка — участники диалога имитируют друг друга, используя одни и те же знаки для обозначения одних и тех же понятий. Так знаки становятся межличностными и распространяются.
Со временем отношения между знаками и обозначаемым абстрагируются, а значение отдельного знака становится все более точным. Грамматические структуры развиваются для передачи все более сложных фактов. Однако наиболее поразительный аспект исследования в том, что эти процессы можно наблюдать прямо в условиях эксперимента.
Ученые подчеркивают, что коммуникацию нельзя свести только к словам. Когда нет возможности использовать обычную речь, люди находят другие способы передачи сообщений. Этот феномен лежит в основе появления новых языков.
Однако у исследователей еще осталось множество вопросов. «Было бы очень интересно увидеть, как новая коммуникационная система меняется со временем, например, когда передается новому поколению носителей. Есть данные, что язык при передаче становится более систематическим», — говорится в научной статье.
Недавнее исследование лингвистов обнаружило любопытный факт — оказывается, скорость передачи информации в устной речи различных языков остается одинаковой. Судя по всему, люди избегают как «быстрые» языки с высокой информационной плотностью, так и «медленные».
Оригинал earth-chronicles.ru