Загадочные конусы, изображенные на головах древних Египтян, оказались реальны

Большинство предметов одежды, изображенных в древнеегипетском искусстве, относительно легко расшифровать, но есть один аксессуар, над которым долгое время ломали голову археологи всего мира. В древних скульптурах, фресках, погребальных стелах, гробах и других предметах искусства возрастом 3570-2000 лет, люди неоднократно изображались в конусах на голове, немного напоминающих колпаки для вечеринок.

Археологи обнаружили два таких конуса, изготовленных из воска и украшающих головы скелетов, возраст которых насчитывает около 3300 лет. Они были обнаружены во время раскопок на кладбищах города Ахетатон, также известного как Амарна, сообщает ScienceAalert.

Это открытие может, наконец, разрешить несколько теорий о том, что означают головные конусы и какова была их функция  те времена.

«Находки с кладбищ Амарны подтверждают, что в Древнем Египте умершие иногда носили трехмерные восковые конусы на голове и доступ к ним не ограничивался элитой», — пишут исследователи в своей статье. «Головные уборы также носили и живые, но установить, как часто и зачем остается очень трудно.»


(Stevens et al., Antiquity, 2019)

Ахетатон сам по себе интересен. Город был основан фараоном Эхнатоном, который известен тем, что основал свою религию — поклонение богу Солнца Атону. Он основал Ахетатон как свою столицу примерно в 1346 году до н.э., но его попытка направить Египет к новой религии не стала популярной, и Ахетатон был заброшен вскоре после смерти фараона в 1332 году до нашей эры.

В искусстве, обнаруженном как в городе, так и на территории остального Египта, головной конус встречается нечасто. Его часто изображают на голове усопших, гостей на банкете, людей, участвующих в похоронных ритуалах и  получающих вознаграждение от правителя.

Эти конусы также встречаются на изображениях людей, занимающихся рыболовством и охотой в загробной жизни и музыкантов. Еще этот необычный головной убор, похоже, имеет особую связь с родами, рождаемостью и исцелением.

Два скелета, найденные в Ахетатоне, принадлежали женщине в возрасте около 29 лет и человеку, пол которого не был определен, в возрасте от 15 до 20 лет. Останки женщины, обнаруженные в 2010 году, были в хорошем состоянии, череп все еще сохранял волосы, в них был запутан конус.


(Stevens et al., Antiquity, 2019)

Интересно, что рисунок, отпечатанный на внутренней стороне конуса, похоже, соответствовал тканевому переплетению, как будто внутри восковой структуры была выложена футеровка.

Могила второго человека, раскопанная в 2015 году, была разграблена, скелет был спрятан у подножия могилы. Однако и у него остались волосы, и в этих волосах ученые обнаружили второй конус.

Хотя эти открытия не раскрывают назначение конусов, они немного сужают круг их применения. Например, оба захоронения были простыми, на кладбище, которое трактуется как принадлежащее рабочим.

Это может означать, что либо конусы были предназначены не только для высокопоставленных членов общества, но и для всех остальных, либо, как также следует из недавно обнаруженных захоронений, рабочие копировали то, что они видели на головах высшего класса.

Открытие также опровергает две гипотезы относительно назначения конусов, встречавшихся до этого лишь в искусстве.
Первая  предполагала, что конусы были символическими — как ореолы, которые сияют над головами западных святых  и на самом деле не являлись реальным объектом. 

Вторая гипотеза состояла в том, что конусы представляют собой твердые куски ароматизированного негустого вещества или были наполнены ароматным жиром, который плавится и вытекает из конуса, придавая запах волосам и телу человека в ритуальной очистительной практике. Однако тщательный анализ конусов не выявил следов ни жира, ни парфюмерии, ни расплавленного материала в волосах владельцев.

Не исключено, что это были «фиктивные» конусы, созданные только для погребения, а шляпы, которые носили живые, были сделаны по-другому. Также кажется возможным, что конусы могли быть своего рода ритуальной шляпой.

«В случае древнего Ахетатона, мы можем интерпретировать головные конусы как часть набора личных вещей, которые считались подходящими для использования в ряде празднований и ритуалов для живых и умерших»

Оригинал earth-chronicles.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *