Эта малоизвестная глава началась 19 марта 1969 года, когда совершенно секретным постановлением Совета министров при Высшей краснознаменной школе им. Ф. Э. Дзержинского были образованы Курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС), ставшие первым спецподразделением КГБ СССР. Заказчиком, а также непосредственным куратором КУОС, отвечавшим как за подбор слушателей, так и за обучение, являлось управление «С» (нелегальная разведка) ПГУ КГБ СССР. Цель деятельности КУОС – подготовка спецрезерва – «разведчиков особого назначения», то есть командиров разведгрупп для действий на территории противника в угрожаемый период и во время войны. Следует отметить, что именно тогда на Западе началось формирование подразделений спецназначения – британской САС и американских зеленых беретов. Так что решение советского правительства было вполне обоснованным и своевременным. Местом дислокации КУОС был избран учебный объект ВКШ в Балашихе, где ранее, с 1938 года размещалась Школа особого назначения НКВД, предшественница краснознаменного института КГБ. В организации учебного процесса было решено опираться на боевой опыт партизанских соединений, а также спецподразделений иностранных армий.
“ Остряки расшифровывали КУОС как команда универсального офицерского спецназа ”
Начальником КУОС был назначен участник Великой Отечественной войны доцент кафедры оперативно-тактической подготовки Высшей школы КГБ полковник Григорий Бояринов. Учебный процесс налаживали сотрудники той же кафедры. Для решения некоторых вопросов Бояринов с коллегами чуть ли не конспиративно встречался с легендарным руководителем зафронтового 4-го управления НКВД Павлом Судоплатовым. А для разработки учебных материалов и преподавания на курсах были приглашены легенды партизанского движения – Илья Старинов и Алексей Ботян.
Подготовку спецназовцев обеспечивали 36 основных преподавателей и 17 инструкторов. Причем сами преподаватели умели делать все, чему учили своих слушателей: основатели КУОС с самого начала рассматривали курсы не только как учебный центр, но и как подразделение специального назначения. Недаром остряки расшифровывали КУОС как команда универсального офицерского спецназа.
Семимесячная программа обучения включала комплекс дисциплин, направленных на подготовку командира оперативно-боевой группы. Ежегодно через курсы проходили около 60 офицеров. Брали только проявивших себя на оперативной работе сотрудников территориальных органов КГБ со знанием иностранных языков и хорошей физической подготовкой, назначенных в специальный резерв на особый период. После обучения слушатели возвращались на прежнее место службы.
Герои мирного времени
В июне 1979 года руководством КГБ принимается решение о сокращении срока обучения очередного набора КУОС и формировании из него внеструктурного подразделения – спецотряда «Зенит», который в дальнейшем получит условное наименование «Зенит-1». И уже 5 июля 40 выпускников и сотрудников КУОС во главе с его начальником Бояриновым отбыли в Кабул, но основная часть группы возвратилась в Москву в сентябре. В связи с последующим резким обострением оперативной обстановки в ДРА и принятием 12 декабря советским руководством решения о проведении упреждающей спецоперации в Кабул вновь прибыли около 100 выпускников КУОС, а также Григорий Бояринов и куратор КУОС Эвальд Козлов.
Разработку плана операции и ее подготовку возглавил лично начальник управления «С» Юрий Дроздов. Операция «Байкал-79» предполагала взятие под контроль девяти ключевых объектов в различных районах Кабула – Генштаб, почта, телеграф, МВД, центральный узел связи, тюрьма Пули-Чархи, телецентр, штаб ВВС.
Одна из групп «Зенита» в количестве 30 бойцов под командованием Якова Семенова должна была взять штурмом объект «Дуб» – резиденцию премьер-министра Амина – дворец Тадж-Бек, имевший глубокоэшелонированную систему обороны (операция «Шторм-333»). Для выполнения боевой задачи Семенову придавалась группа «Гром» – 22 бойца группы «А» КГБ во главе с майором Михаилом Романовым. Всего эта операция, вошедшая в учебники спецтактики всех стран мира, заняла 43 минуты. Из 52 пошедших на штурм бойцов «Зенита» и «Грома» на второй этаж смогли прорваться только шестеро, в том числе Эвальд Козлов. В бою погибли полковник Бояринов и еще два бойца группы «А» КГБ, почти все остальные участники операции получили ранения.
В сложнейшей ситуации, когда, казалось, не было выбора, «Альфа» и «Вымпел» смогли спасти людей и сохранили свое лицо |
28 апреля 1980 года Указом Президиума Верховного Совета СССР № 1977 за успешное выполнение задания по оказанию интернациональной помощи ДРА и проявленные при этом мужество и героизм Г. И. Бояринову (посмертно), капитану 2-го ранга Э. Г. Козлову и капитану В. Ф. Карпухину (сотруднику группы «А» КГБ) было присвоено звание Героя Советского Союза. Они стали первыми чекистами, удостоенными в мирное время высшей воинской награды СССР, если не считать пограничников, награжденных за бои на Даманском в марте 1969 года.
В 1980-м Эвальд Козлов назначается начальником КУОС. А 25 июля 1981 года было принято закрытое постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании в ПГУ специального подразделения для проведения операций за пределами СССР, получившего условное наименование «Группа «Вымпел». Инициатором решения был Юрий Дроздов. Он же стал непосредственным куратором подразделения.
Готовили всерьез
19 августа 1981 года председатель КГБ подписал приказ и положение об Отдельном учебном центре (ОУЦ) КГБ СССР – как была зашифрована группа «Вымпел». Передавая Дроздову эти документы, Юрий Андропов напутствовал его словами: «И чтоб равных им не было!».
В тот же день начальником ОУЦ КГБ был назначен Эвальд Козлов. Местом дислокации «Вымпела» осталась база в Балашихе, а сам КУОС стал одним из структурных подразделений.
Оперативно-боевой отдел состоял из 82 сотрудников. Кандидаты на зачисление в группу «Вымпел» отбирались из числа выпускников КУОС, альфовцев, военнослужащих погранвойск, сотрудников территориальных органов КГБ и ВДВ на основании специальных тестовых методик. Основными критериями были профессионализм, патриотизм, надежность. В процессе обучения особое внимание уделялось созданию работоспособного коллектива, уверенности в боевых товарищах, умеющих и готовых выполнить любые задачи, объединенных принципами чести, порядочности, преданности Родине. Напряженная боевая подготовка началась сразу после комплектования подразделения. На доводку по индивидуальной программе выпускника Рязанского училища ВДВ отводилось два года, а выпускника гражданского вуза – пять лет. Цель – подготовка разведчика специального назначения. Непосредственно обучение включало теоретические занятия и тренировки, индивидуальные и в составе подразделения. Офицеры обучались стрельбе из всех видов отечественного и зарубежного оружия, установке и преодолению минно-взрывных заграждений, проходили специальную физическую, тактико-специальную, горную и парашютную, а также языковую, страноведческую и оперативную подготовку.
Для проверки степени боеготовности сотрудников «Вымпела» проводились учения в условиях, максимально приближенных к боевым. В 1984 году прошли первые комплексные учения «Неман», в которых участвовали как бойцы «Вымпела», так и региональные подразделения КГБ Белорусской ССР, в ходе которых был условно выведен из строя крупный железнодорожный узел, а также нефтеперегонный комбинат. В аналогичных учениях годом позже сотрудниками «Вымпела» было условно захвачено руководство КГБ одной из союзных республик. В апреле 1982-го из числа наиболее подготовленных сотрудников «Вымпела» был сформирован и отправлен в Афганистан сводный спецотряд КГБ «Каскад-4».
И хотя первоначальное формирование группы «Вымпел» завершилось к концу 1982-го, с учетом реальной оперативной обстановки тогда же был создан специальный учебный центр по Афганистану («отряд «Омега»), который действовал в ДРА с марта 1983-го по апрель 1984-го. Всего же в 1984–1987 годах в качестве советников органов госбезопасности ДРА работали 94 сотрудника «Вымпела», а 61 боец проходил стажировку.
О действиях вымпеловцев в Афганистане Дроздов писал: «Благодаря оперативности, знанию обстановки, хорошей разведке, умению установить контакты с противниками, с душманами, с авторитетами, с аксакалами, с главарями банд, умению построить отношения с руководителями милиции они сумели добиться важнейшей цели – уменьшения числа возможных жертв. Пребывание в Афганистане офицеров тогда еще формирующегося «Вымпела» дало возможность сразу же включиться в освоение серьезного боевого района, получить хорошую практику действий в острых боевых условиях, дало интересный материал для оттачивания программ боевой подготовки, для изучения региона, для понимания особенностей работы противника, с которым можно здесь встретиться».
Помимо Афганистана, сотрудники группы «Вымпел» выполняли специальные задания советского правительства на Кубе, в Анголе, Мозамбике, Вьетнаме, Лаосе, Кампучии, Никарагуа, Сирии.
За что списали «Вымпел»
“ Получив приказ Ельцина взять Белый дом, Зайцев и Герасимов по собственной инициативе вступили в переговоры с руководителями Верховного Совета ”
В заключении по материалам расследования роли и участия должностных лиц КГБ СССР в событиях 19–21 августа 1991 года, в частности, отмечалось: «В период с 17 по 19 августа некоторые войска специального назначения КГБ СССР и спецподразделения ПГУ КГБ СССР были приведены в повышенную боевую готовность. 20 августа была проведена подготовка непланируемого ранее захвата здания Верховного Совета РСФСР группами специального назначения КГБ с использованием в этой операции подразделений СА, МВД. Тогда же из-за невозможности ее проведения без значительных человеческих жертв со стороны мирного населения штурм был отменен». О начальнике ОУЦ Борисе Бескове в этом документе говорилось, что 20 августа он поддержал мнение сотрудников группы «А» о нецелесообразности штурма здания Верховного Совета РСФСР.
В заключении документа говорилось: «Следует отметить принципиальность личного состава отдельных подразделений УКГБ СССР по Москве и МО, группы «А» 7-го управления КГБ СССР, группы «Б» («Вымпел») ПГУ КГБ СССР, войск спецназа, частей погранвойск и других, которые заняли твердую позицию отказа от участия в возможных акциях против народа и законно избранных им органов власти».
Осенью 1991-го «Вымпел» сначала был передан в Межреспубликанскую службу безопасности (МСБ), затем в Агентство федеральной безопасности (АФБ). В январе следующего года он на правах самостоятельного управления вошел в создаваемое Министерство безопасности (МБ РФ).
В этой связи закономерно изменился характер задач, содержание и характер повседневных тренировок. Основным предназначением стало противодействие терроризму. 3 июня 1992 года группу «Вымпел» возглавил генерал-майор ГРУ Дмитрий Герасимов. В 1993-м она была передана в Службу безопасности президента (СБП).
3–4 октября 1993 года сотрудники «Вымпела» и «Альфы» приняли участие в разрешении острейшего политического кризиса в Москве. Получив однозначный приказ президента Ельцина взять штурмом Белый дом, Дмитрий Герасимов и командир «Альфы» генерал-майор Геннадий Зайцев по собственной инициативе вступили в переговоры с руководителями Верховного Совета и оппозиции, обеспечив эвакуацию людей из горящего здания.
Своеволия спецназовцам не простили. 25 января 1994 года Указом президента Бориса Ельцина группа «Вымпел» была выведена из Службы безопасности президента, передана в МВД и переименована в подразделение «Вега», вошедшее в Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП). Однако из 700 сотрудников группы только 47 согласились перейти в МВД. Так фактически завершилась история этого уникального подразделения, продолжателем традиций которого сегодня является управление «В» Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ.