Кассовый чек из продуктового магазина — ключ к кошельку покупателя. Даже просто выбросив его в урну, можно раскрыть свои персональные данные.
Если оплата покупки прошла по карте, то в чеке отражаются фамилия и имя покупателя, а также печатаются последние четыре цифры номера карты. Дальше — дело техники. Мошенники могут найти телефон владельца карты через социальные сети: зная город, это сделать достаточно просто, особенно если фамилия редкая.
Второй вариант более лёгкий, но финансово затратный — покупка данных. Подзаработать на этом деле не прочь сотрудники сотовых операторов, банков и магазинов.
[embedded content]
Затем в ход идёт классический сценарий: на телефон звонят мошенники и представляются сотрудниками банка, пытаясь всеми возможными способами выведать нужную им конфиденциальную информацию. Как правило, просят назвать код, указанный на обратной стороне карты, или пароль, пришедший в эсэмэс. Вроде бы уже все знают, что откровенничать с абонентом на другом конце провода не стоит, но всё равно мошенники голодными не остаются. Число махинаций с банковскими картами в России за прошлый год выросло в четыре раза: соотечественники лишились по меньшей мере 1,5 миллиардов рублей.
«Голос на другом конце провода мне сказал: «Вы попали в службу безопасности банка ВТБ», — рассказала Царьграду жительница Саратова Ольга Филиппова. — Это был мужской голос. Я объяснила ситуацию, что с моей карточки произошло списание денег, на что мужчина ответил: «Да, хорошо, мы сейчас проверим все эти данные, назовите номер вашей карточки». Номер карты я не назвала. Сказала, что я не буду его называть. Мужчина на том конце провода сказал: «Ну тогда до свидания». И положил трубку. Скорее всего, это были мошенники».
Такой способ выудить секретную информацию горячо любим аферистами уже не первый год. Причём человек, который попался на удочку мошенников, возможности вернуть свои деньги оказывается лишён.
«75% хищений сегодня совершается методами социальной инженерии, — отмечает зампредседателя подкомитета по платёжным инструментам Комитета ТПП России Тимур Аитов. — Самое печальное то, что клиент на 100% лишён возможности опротестовать эту противоправную мошенническую транзакцию по той простой причине, что он сам добровольно её выполнил. В соответствии с договором банковского счёта, банк обязан выполнять указание клиента, и клиент своими руками перевёл деньги злоумышленникам».
Особо продвинутые мошенники холодные звонки не жалуют, а предпочитают пользоваться Wi-Fi. Можно подключиться к Сети в торговом центре, ресторане или общественном транспорте и даже не заметить, что «на хвосте» хакер, который уже подселяет в гаджет вирус. Сейчас практически все зарплаты переведены на банковские карты, у многих они привязаны к телефону. С заражённого цифровым червём смартфона похищать деньги стало проще.
«Я бы не рекомендовал пользоваться общественным Wi-Fi, — рассказывает специалист по кибербезопасности Андрей Брызгин. — При его использовании лучше подключать собственный VPN, проверенный. Если у вас такого нет, то вы должны понимать, что принимаете на себя какие-то риски в этот момент».
Злоумышленники проявляют недюжинный талант, изобретая всё новые схемы обмана клиентов российских банков. На кону лёгкие деньги, которые исчисляются суммами с девятью нулями. Сейчас как никогда важно соблюдать правила финансовой гигиены. И одно из основных правил — не хранить все финансы на одной банковской карте.
«Лучше иметь какую-то другую карту, с которой вы осуществляете расчёт, и хранить на ней небольшое количество денежных средств для оплаты коммунальных платежей, штрафов ГИБДД, каких-то иных расчётов текущего плана, — советует адвокат Алишер Захидов. — На расчётные вещи — это 5, 10, 15 тысяч рублей — использовать такой платёжный инструмент, тогда риски будут не такие великие».
Мошенничество с банковскими картами не знает жалости. В первую очередь от действий аферистов страдают те, кто с современными технологиями, что называется, «на вы» — люди старшего возраста. 80% обманутых граждан — пенсионеры.
Мария Иваткина
Фото: nevi.ru
Источник kolokolrussia.ru