«Забыв о слабости женской, все взяли оружие, какое было по силам»

Праздник 8 марта традиционно отмечает личный состав Вооруженных сил нашей страны (да и ВС многих других государств тоже, ведь это Международный женский день). И не только потому, что военнослужащие поздравляют своих матерей, жен, сестер, дочерей и невест. Ныне, по словам министра обороны РФ Сергея Шойгу, в армии и на флоте служат 44,5 тысячи представительниц прекрасной половины человечества, в том числе около четырех тысяч – офицеры, примерно 7500 – прапорщики и мичманы.

Сообщение о присвоении генеральского звания даме, конечно, привлекает внимание, но уже не выглядит сенсацией. Женщины с успехом осваивают самые разные ратные профессии. А еще полтора века назад в Великобритании едва не разразился скандал, когда лишь после кончины главного хирурга в войсках ее величества королевы Виктории генерала Джеймса Барри и осмотра тела покойного выяснилось, что не мужчина, а женщина мастерски проводила операции, пеклась о здоровье солдат и офицеров, вдобавок – обладала крутым нравом и даже дралась на дуэли. Тогда сей факт утаили, и только в 1950-х историк Изабель Рэй, получив доступ к бумагам Барри, заключила, что на самом деле успешную военно-медицинскую карьеру в Британской империи проделала Маргарет Энн Бакли.

У нас в стране вплоть до ХХ столетия в поход на врага, на битву с ним отправлялись исключительно мужчины (эпопея кавалерист-девицы Надежды Дуровой оправданно считалась случаем уникальным). Хотя и ранее были примеры участия женщин в отражении неприятеля, подступившего к родному порогу. Такой случай, в частности, имел место в ходе Ливонской войны.

Как гласит «Повесть о прихождении Стефана Батория на град Псков», во время генерального штурма стен русской твердыни осадившими ее в 1581 году польско-литовскими войсками короля Речи Посполитой «все женщины, по домам сидевшие, …забыв о слабости женской, и мужской силы исполнившись, все быстро взяли оружие, какое было в доме и какое им было по силам… И все бежали к пролому, и каждая женщина стремилась опередить другую.

Множество женщин сбежалось к проломному месту, и там великую помощь и облегчение принесли они христианским воинам. Одни из них, как уже сказал, сильные женщины, мужской храбрости исполнившись, с литвою бились и одолевали литву; другие приносили воинам камни, и те камнями били литовцев на стене города и за нею; третьи уставшим воинам, изнемогшим от жажды, приносили воду и горячие их сердца утоляли водою…»

Вряд ли большинство из сотен тысяч женщин и девушек, вставших в ряды Красной Армии, вступившие в партизанские отряды в годы Великой Отечественной, знали об этом эпизоде. Они воевали в небе, на земле и на море – как летчики, снайперы, танкисты, разведчики, медики, бойцы противовоздушной обороны. 95 удостоены звания Героя Советского Союза. Еще до Победы на весь огромный СССР прогремели имена Зои Космодемьянской, Валентины Гризодубовой, Марины Расковой, Людмилы Павлюченко. Вся страна знала полных кавалеров ордена Славы Надежду Журкину, Матрену Ноздрачеву, Нину Петрову, Дануту Сталиниене. А ведь у них были легендарные предшественницы.

Не исключено, что кое-кто из участниц Великой Отечественной слышал от ветеранов Первой мировой о награжденной посмертно Георгиевским крестом 4-й степени сестре милосердия Римме Ивановой, заменившей в бою раненого командира батальона 105-го пехотного Оренбургского полка, об Антонине Пальшиной, произведенной в чин младшего унтер-офицера в 75-м пехотном Севастопольском полку и отмеченной за проявленную на фронте храбрость Георгиевскими крестами 3-й и 4-й степеней и двумя Георгиевскими медалями.

Пальшина после Великой Октябрьской социалистической революции вступила в РККА и сражалась в ее составе против белогвардейцев, в отличие от Марии Захарченко-Шульц. Известная нашей широкой публике благодаря фильму «Операция «Трест», роману Льва Никулина «Мертвая зыбь», она была одним из руководителей монархического подполья в СССР. Дочь действительного статского советника Владислава Лысова незадолго до начала войны с Германией, Австро-Венгрией и Турцией вышла замуж за офицера лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Михно. Когда супруг вследствие полученного на фронте тяжелого ранения умер, 22-летняя вдова с помощью великой княжны Ольги Николаевны поступила добровольцем в 3-й Елисаветградский гусарский полк, шефом которого была дочь императора Николая II. Не раз отличалась на передовой доблестью и отвагой, за что получила два Георгиевских креста и две Георгиевские медали. Затем сражалась с большевиками в составе деникинской и врангелевской армий, стала женой полковника Захарченко. Потому и не рассказывали советским гражданам о подвигах Марии Владиславовны в Первую мировую…

Уже свыше 100 лет и в нашей стране слабый пол доказывает, что не такой уж он слабый, что военная профессия – удел не только мужчин, что не случайно в русском языке слово «война» – женского рода.

Александр Уткин

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *