Таяние льдов и другие последствия глобального потепления приводят к постепенному повышению уровня мирового океана, что в перспективе угрожает подтоплением освоенных человеком прибрежных территорий, сообщил РИА Новости доктор географических наук, руководитель лаборатории гидрологии и климатологии Тихоокеанского института географии ДВО РАН.
«Таяние многолетнемерзлых пород в некоторых условиях приводит к выбросам углеродных соединений в атмосферу, что усиливает парниковый эффект, способствует ещё большему нагреву атмосферы. А пожары, вызванные засухами, кроме всего прочего, сопровождаются распространением частиц сажи далеко за пределы очагов возгорания, в том числе её выпадению на снежники и ледники», — сказал ученый.
По его словам, это в свою очередь снижает отражательную способность снега и льда и ускоряет их нагрев и таяние.
«Ускоренное таяние накопленных до того снегов и льдов привносит в океаны дополнительную порцию воды, а это приводит к постепенному — со скоростью около 3 миллиметров в год — повышению уровня мирового океана и угрожает подтопить и даже затопить многие хорошо освоенные человеком прибрежные территории», — отметил Шамов.
Он рассказал, что за последние 30-40 лет – буквально на глазах у старшего поколения людей – потепление серьезно изменило сибирские и дальневосточные территории: меняются физические свойства подземных льдов, деформируются здания и линейные инженерные сооружения, паводки и засухи учащаются, повышается риск возгорания, что приводит к росту числа и площадей лесных пожаров.
«Таяние древних льдов пробуждает хранившиеся в мерзлоте организмы, которые могут оказаться опасными для современных животных и человека. Изменения в экосистемах побуждают многие организмы к миграциям: более теплолюбивые виды – к освоению новых территорий, хладолюбивые – к отступлению в более холодные районы, поиску новых кормовых угодий, болезненной адаптации к меняющимся условиям обитания», — отмечает ученый.
Он показал график, отражающий рост среднегодовой температуры. На нем видно, как между 1930-ми и 1940-ми годами температура начинает резко отклоняться от нормы в сторону повышения и продолжает расти все это время. Шамов сообщил, что, возможно, это связано с тем, что после депрессии конца 20-х годов прошлого века пошел резкий всплеск развития, который наложился на подъем температуры, не связанный с человеческой деятельностью.
«Возможно, (сказались) подготовка в войне, активное развитие экономики — отдельные локальные события на разных континентах. Я сторонник того мнения, что человек участвует в глобальном потеплении, но он — не главная сила. Главная – орбитальные, внеземные процессы, которые определяют нагрев атмосферы. Тому есть масса свидетельств», — добавил собеседник агентства.
Он уточнил, что нагрев приземных слоёв атмосферы ослабляет широтный перенос воздушных масс и усиливает меридиональный, то есть учащается проникновение тепла и холода в те места, где раньше это было гораздо реже.
«Тревогу вызывают частые в последние десятилетия так называемые блокирующие антициклоны, которые вызывают с одной стороны сильные засухи и пожары, с другой – обильные и интенсивные дожди. Такие антициклоны связывают с перегревом атмосферы», — рассказал ученый.
Он также отметил, что из-за особенностей атмосферной циркуляции области вблизи полюсов Земли и высокогорные районы планеты испытывают более сильное тепловое воздействие, чем другие территории и акватории.
«В приполярных областях — в России это арктические и субарктические районы — потепление наблюдается интенсивнее в 1,3-1,5 раза по сравнению со средними темпами роста глобальной температуры воздуха», — добавил он.
Шамов отметил, что последствия потепления атмосферы игнорировать нельзя. Нужно изучать процессы в атмосфере и гидросфере, особенно в приполярных районах, в том числе в зоне многолетней мерзлоты. Также важен обмен результатами исследований с зарубежными коллегами, резюмировал ученый.
Ранее профессор университета Джорджа Вашингтона (США) Дмитрий Стрелецкий сообщил РИА Новости, что ущерб от разрушения или деформации домов, трубопроводов и объектов инфраструктуры, расположенных на мёрзлых грунтах в России, может составить к 2050 году около 250 миллиардов долларов. Эксперт отмечал, что есть риски для девяти регионов, где на мерзлоте расположены дороги, дома, инфраструктура и предприятия: это Ненецкий АО, Коми, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Якутия, Магаданская область, Чукотка и Камчатка.
Оригинал earth-chronicles.ru