Погодные аномалии в некоторых регионах приводят к засухе, гибнет урожай. Где-то потери не такие значительные, как, например в Курганской области. В Центральной России и Поволжье, где этим летом было много осадков, вообще ожидают довольно высоких показателей зерна. А вот в Новосибирской области ситуация крайне сложная. Кое-где урожая не будет вовсе.
Земля на этом поле настолько сухая, что даже трава еле проросла. А урожай, который требует больше влаги, погиб полностью.
– Колосок, вы видите сами, его просто здесь нет. Тут все сгорело, – показывает Андрей Дель, руководитель сельхозпредприятия.
Рядом триста гектаров кукурузы, могло быть. Семена попросту не взошли. Это самое высокое растение в поле. К началу августа оно должно быть под три метра.
– Из 300 гектаров сколько процентов вы соберете отсюда?
– Ноль! Мы здесь ничего не соберем. Ну что можно здесь собрать?
Похожая ситуация в соседнем хозяйстве. Здесь больше всего пострадала пшеница. Не уродилось 700 гектаров! Старожилы говорят, такого не было лет тридцать.
– Она должна быть по зрелости примерно как вот эта. Естественно она по высоте должна быть вот такая, по пояс, и колос в два раза больше этого. Хотя этот колос может быть даже пустой, да, он пустой. Она даже не налилась, та, что выросла, – говорит Константин Юнг, руководитель сельхозпредприятия.
В этом районе обильных осадков, как говорят аграрии, продуктивных, не было весь сезон. Пшеница росла очень медленно, а большая часть посевов погибла. Дождь недавно все-таки прошел, но пользы он уже не принес, вырос только сорняк.
Большинство полей будут перепахивать и уже готовить на следующий год. Кое-что, конечно, попытаются собрать. А это не так-то просто.
– Нет набора, нет волка, массы нет! Подборщик должен брать волок, а он вместо волка землю гребет, – поясняет Александр Дель, механизатор.
Техника не справляется. Да и качество собранного урожая тоже оставляет желать лучшего.
Сейчас о прибыли даже не думают. Главное – выплатить зарплаты рабочим и, конечно, сохранить поголовье крупного рогатого скота, основной источник прибыли. Из-за пересыхания почвы в семнадцати из тридцати районов Новосибирской области ввели режим ЧС. Пострадала третья часть от общего объема засеянных площадей. Приблизительные убытки в этом году полмиллиарда рублей. А ведь засуха — не единственная причина гибели урожая.
Луговой мотылек — многоядный вредитель. Его гусеницы обитают на полях, заползают и в частные владения.
– Все съедено, все высохло. Вот они все поеденные в дырочках. По два огурца в три дня. Если это урожай, то он есть.
Увеличение популяции зависит от целого ряда условий, в том числе климатических.
– Бабочка перелетает, откладывает яйца, из этих яиц выходят гусеницы, которые скелетируют растения. В некоторые годы вредителя вообще не наблюдается. Бывают годы такие, что он идет сплошняком и жрет все вплоть до белья, – говорит Анна Малюга, доктор сельскохозяйственных наук.
Массовое размножение лугового мотылька происходит, как правило, раз в десять лет. Сейчас как раз этот случай. При этом вредитель может давать за сезон несколько поколений. Сейчас гусеницы, поедающие урожай, превратились в бабочек и активно размножаются. Следующее нашествие, отмечают специалисты, стоит ожидать в середине августа.
Оригинал earth-chronicles.ru