Загадочный и притягательный, огромный и богато украшенный Ангкор-Ват — самый большой храм на Земле. Он возвышается над равнинами Северной Камбоджи. Но на много веков его башни и стены поглотили джунгли. Сейчас он постепенно раскрывает свои тайны учёным-исследователям.
Ангкор-Ват — крупнейший храмовый комплекс главного города кхмерской цивилизации — Ангкора. Считается, что его построил правитель великой империи кхмеров Сурьяварман II.( 1113-1145/1150гг.)
«Он был могущественным военным лидером, но, помимо этого, ещё и полубогом. Перед ним все склонялись ниц», — говорит археолог, исследующий Ангкор-Ват, Чарльз Хайам в фильме National Geographic.
Каждый из правителей империи строил в столице храмовый комплекс, окружая его рвом с водой. А вокруг находились поселения подданых: дома, поля, дороги.
Специалист по охране архитектурного наследия Джон Стаббс из Всемирного фонда памятников (WMF) считает его настоящим мегаполисом:
«Это город городов с храмом Ангкор-Ват в центре, как Ватикан в Риме».
Его площадь около 3000 кв. км. Древние архитекторы спланировали комплекс так, чтобы он внушал восторг и благоговение. Величественная лестница ведёт в просторный внутренний двор. Там посетителей встречала огромная статуя бога Вишну — верховного божества в индуизме, в честь которого храм возводился. Вокруг стояли пять грандиозных башен, олицетворявших гору Меру, обитель Богов. Как и эту священную гору, храм тоже окружала вода — искусственный ров.
Как считают историки и археологи, его построили всего за 35 лет, причём его размеры превышали любой средневековый храм Европы.
В Англии, например, только один собор построили так же быстро — Солсберийский (38 лет), остальные строились по 200-300 и более лет.
Археологи до сих пор не понимают, как это удалось древним кхмерам. Но не только сроки строительства изумляют учёных. Ангкор-Ват таит ещё ряд загадок. Например, как комплекс устоял в природных условиях этой местности?
Цикл муссонов, который вызывает ежегодные наводнения и засухи на этой земле со временем разрушают любые конструкции. Чтобы укротить силы природы, понадобился настоящий инженерный гений.
Вместо того чтобы возводить фундамент, который может выдержать колебания уровня воды в почве, строители храма заставили воду работать на себя.
Ангкор-Ват — как корабль, плавающий в океане подземных вод. И чтобы каменный корабль не «сел на мель» в засушливый период, они создали водный резервуар неподалёку, в котором уровень воды стабилен круглый год.
Роль «секретного механизма» выполняет огромный ров вокруг храма. Внешний периметр — 5 км, ширина 200 метров. Он заметен даже из космоса.
В ров стекает лишняя вода в дождливый период, а в засуху он сохраняет уровень грунтовых вод неизменным. Над строительством грандиозного гидросооружения трудилось чуть ли не всё население империи, считают историки.
Рабочие выкопали 1,5 млн куб. м. песчаного грунта (им можно наполнить 200 тыс. самосвалов). Этот песок, по замыслу древних инженеров, применили для строительства стен, чтобы сделать три огромные террасы.
Но как горы плавающего песка удерживают тяжёлые каменные стены без цемента и металлической арматуры?
За искусной резьбой каменных поверхностей кроется ещё один секрет древних строителей — латерит. 2 Вода, просачиваясь сквозь скалу, вымывает некоторые элементы и получается образование из железа, алюминия и кварца. Пористый и облегчённый, но прочный материал, своего рода «кирпич». Он пластичен, почти как глина, его поверхность легко обработать и подогнать при кладке.
«Латерит — это волшебный камень, — говорит археолог Чарльз Хайам, — его можно резать как масло, придавать любую форму. А затем он становится твёрдым как скала».
Но латерит — материал некрасивый, а храм должен впечатлять и поражать великолепием. Поэтому стены поверх кладки облицевали песчаником, из которого удобно вырезать орнаменты и статуи для украшения комплекса.
Археологи считают, что в этом прослеживается влияние индийской культуры, где большинство храмов возводили из песчаника.
Песчаник инженеры-строители Ангкор-Вата брали далеко на севере государства, в священной местности, откуда, как считают историки, пошла империя кхмеров — на холмах Кулен. Там камни вырубались и раскалывались с помощью деревянных клиньев на отдельные блоки от 2 до 12 тонн. Потом специальные команды носильщиков доставляли их за 30 км к месту строительства.
Специалисты подсчитали, что рабочие добывали и переносили от 300 до 400 глыб в день, чтобы успеть в срок закончить строительство. Всего перевезли около 10 млн блоков.
Много лет историки спорили, как доставлялись блоки. Этот секрет древних им раскрыли барельефы на стенах храмов неподалёку от Ангкор-Вата.
Камни сплавлялись на плотах по каналам и буксировались слонами или буйволами.
Доставленные на место блоки поднимали и укладывали с помощью строительных лесов и примитивных грузоподъёмных систем. Использовали для этого и слонов.
Качество кладки поражает специалистов. Довольно большие блоки уложены настолько плотно, что невозможно просунуть лезвие ножа. Поверхности идеально состыкованы повсюду. Специалисты считают, что использовалась технология абразивной обработки. Огромные камни тёрли друг о друга, смочив водой. Они сглаживались и притирались.
Особенно удивляет то, что блоки держатся только за счёт сцепления поверхностей без всяких скрепляющих растворов и швов.
При столь идеальной стыковке вся стена превращается в монолит и можно вырезать рисунок без прерываний и искажений на месте стыковки.
Как украшались стены? Специалисты подсчитали, что около половины времени из 35-летнего строительства храма заняло украшение стен резьбой. Работали над ней мастера двух-трёх уровней.
Главные специалисты наносили на камне рисунок, а младшие резчики уже работали по трафарету. Мастера добивались эффекта глубины изображения, делая совсем неглубокие надрезы — 3-5 см. На них изображены сцены из индуистской мифологии.
Сейчас эти барельефы блестят, отполированные многочисленными прикосновениями паломников и туристов, но во времена Сурьявармана II их, по мнению археологов, покрывал золотой слой, и резьба ослепляла великолепием.
В святая святых главного храма комплекса, куда имели доступ только высшие священнослужители, ведут самые крутые ступени в мире. По ним приходится подниматься, выворачивая стопы, так как они очень узкие.
Но именно такая конструкция, считают археологи, помогает удерживать стены, подпирая их и распределяя нагрузку на фундамент.
Как ни торопились строители закончить храм до смерти правителя, они всё же не успели. Некоторые барельефы на стенах остались незавершёнными.
Археолог Чарльз Хайам полагает, что храм всё же выполнил главную функцию — погребальную. Прах Сурьявармана доставили туда после его смерти. Считалось, что так он смог уйти к богу Вишну.
«Пепел поместили в огромный каменный ларец… И когда ларец поставили в «центр мёртвых», под центральную башню, по легенде, статуя Вишну… открыла глаза и царь ожил».
С упадком империи джунгли и болота уничтожили деревянные дома, разветвлённая система каналов покрылась известковыми отложениями, русла заросли водорослями. Город погиб, но храм выдержал испытание временем.
Ещё один грандиозный памятник старины, о котором мало знают, — Баальбек. Учёные до сих пор не нашли ответ на вопрос, кто построил этот величественный храмовый комплекс.
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ —
ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!