Недавно специалисты-картографы обнаружили на географических картах XVI века довольно точное изображение Антарктиды, причём, что самое удивительное, без её ледяной шапки. Но откуда средневековые географы получили сведения о береговой линии этого отдалённого континента, и неужели действительно в относительно недавнем прошлом он был свободен ото льда? По существующим научным представлениям, лёд сковывает Антарктиду миллионы лет! Сенсационное открытие поставило в тупик и геологов, и историков…
Азимутальная проекция
Началось всё в 1953 году, когда мир облетела новость: на старинной турецкой карте мира, датируемой 1516 годом, изображена Антарктида, которую открыли лишь 300 лет спустя!
Начертил карту в начале XVI века известный турецкий адмирал и картограф Пири Рейс, а в 1929 году в султанском дворце в Стамбуле её обнаружил доктор Эхтем. В 1950-х годах копия карты попала в США, где ею заинтересовался знаток таких находок профессор X. Маллери.
Карта привлекала внимание не только тем, что оказалась одним из первых подобных документов, но и правильным расположением Южноамериканского континента относительно Африканского, что совершенно нехарактерно для портуланов (древних карт, использовавшихся главным образом европейскими мореплавателями Средних веков). Однако пропорции многих земель, особенно странной суши в районе Южного полюса, были искажены; X. Маллери предположил, что причина могла крыться в каком-то неизвестном способе изображения картографической проекции. Потратив много времени на изучение карты, он пришёл к парадоксальному выводу: для её построения необходимо было не только знать точные размеры Земли, но и обладать познаниями в сферической тригонометрии, которая возникла только в XVIII веке. Мало того — к карте следует применять так называемую азимутальную проекцию, а ею начали пользоваться лишь в XIX веке!
Чтобы проверить свои предположения, профессор вычертил карту Пири Рейса в соответствующей сетке координат и наложил её на современную карту мира, вычерченную в той же сетке. И они совпали! Самое поразительное, что береговая линия загадочного южного континента на карте Пири Рейса в целом повторила береговую линию Антарктиды, ставшей известной только в XX веке! Закончив свою работу, профессор Маллери заявил, что единственный способ создания карты такой точности — аэросъёмка.
Послание из глубины веков
Пири Рейс в своих заметках говорит о том, что скопировал карту с каких-то «александрийских источников» (возможно, он использовал древнегреческие или финикийские материалы, хранившиеся некогда в погибшей Александрийской библиотеке). Это согласуется и с результатами исследований Маллери, который выяснил, что правила построения карты и её картографическая проекция существенно отличались от тех, что были известны в XVI веке. Вероятно, Пири Рейс не мог этих правил понять, просто перенёс все как есть с древней карты на свою, из-за чего и возникли искажения.
Исследования X. Маллери вызвали волну интереса к старинным картам. Оказалось, что на многих из них, относящихся даже к XV веку и более раннему времени, в районе Южного полюса изображена какая-то земля. До обнаружения карты Пири Рейса этому обстоятельству не придавали большого значения. Считалось, что гипотетическая суша на крайнем юге — это дань традиции, идущей от эпохи античности. Ещё Геродот и Птолемей писали, что на южной оконечности мира обязательно должна быть земля, «уравновешивающая» северную Гиперборею. Теперь эти карты начали рассматривать более пристально, прилагая к ним метод, открытый Маллери.
Вот что пишет известный картограф Ч. Хэпгуд в своей книге «Морские карты древних царей»: «…В процессе исследования произведения Пири Рейса мы, естественно, пытались найти и другие портуланы Средних веков и эпохи Возрождения, на которых могла быть показана Антарктида. Обнаружился целый ряд таких карт, потому что, как уже упоминалось, многие картографы XV и XVI столетий верили в существование южного континента…
Я наткнулся на многие поразительные вещи, которые вовсе не ожидал встретить, а также на ряд портуланов с южным континентом. Однажды я перевернул страницу и застыл, пригвожденный к месту. Когда мой взгляд упал на Южное полушарие карты мира Оронция Финнея (1532 год), первое, что пришло мне в голову, — это мысль о найденной подлинной карте настоящей Антарктики.
По общим очертаниям — континент удивительно напоминал его современное изображение. Положение Южного полюса почти в центре материка оказывалось близким к истинному. Горные хребты на окраине соответствовали многочисленным поднятиям, открытым в Антарктиде лишь в последние годы… Горные хребты имели характерные индивидуальные особенности, располагаясь вдоль побережья и в глубине суши. Большинство из этих гор питало реки, пересекающие сухие дренированные равнины и стекающие в море.
Это убеждало в том, что во время составления оригинала побережье было свободным ото льда. Во внутренних же районах не было ни рек, ни гор, что свидетельствовало о наличии там ледяного покрова…».
«Льда ещё не было…»
После тщательного изучения изображений южной земли на различных старинных картах Хэпгуд пришёл к выводу, что все они восходят к какому-то одному изображению, или к какому-то исходному портулану, который, видимо, дошёл до эпохи Античности с гораздо более ранних времён. За это время древняя карта неоднократно дробилась на куски и вновь соединялась, что неизбежно приводило к искажениям. И все же в некоторых своих вариантах (таких как карты Пири Рейса, Оронция Финнея и других) она добралась до эпохи Возрождения в более-менее целостном виде, сохранив первоначальный вид и проекцию.
В 1959 году, во время Международного геофизического года, службами различных стран с помощью сейсмозондирования была составлена карта подледникового рельефа Антарктиды. Эта карта, при сравнении её с упомянутыми средневековыми источниками, проливает свет на степень оледенения южного континента в то время, когда создавалась первоначальная древняя карта.
«Среди наиболее примечательных частей его карты (Оронция Финнея. — И.В). Выделяется та, которую мы отождествили как море Росса, — пишет Ч. Хэпгуд. — Современная карта указывает на места, где крупные ледники, такие как Бэдмора или Скотта, ежегодно выносят миллионы тонн льда в море. На схеме Финнея видны фьордообразные эстуарии (однорукавные устья рек, расширяющиеся в сторону моря. — И.В). Вместе с широкими заливами и речные долины такой величины, которая могла бы соответствовать размерам нынешних ледников. А некоторые из этих фьордов являются как бы примерным продолжением ледниковых потоков.
Открытые эстуарии и реки служат доказательством того, что при составлении карты-первоисточника на месте моря Росса или вблизи его берегов льда ещё не было. Притом должна была существовать обширная, свободная ото льда внутренняя суша, для того чтобы питать реки. В настоящее же время все эти берега и прилегающие участки внутрикон-тинентальных областей погребены под одномильной толщей ледяной шапки, в то время как на море Росса покоится держащийся на плаву шельфовый ледник толщиной в несколько сот футов…».
Ждём археологических находок!
В 1949 году одна из американских экспедиций, с целью изучения эволюции климата в Антарктиде, взяла со дна моря Росса образцы кернов — донных отложений. Они обследовались новым для тех лет методом ионной датировки, разработанным физиком-ядерщиком доктором В.Д. Ури. Анализ образцов показал, что на протяжении последнего миллиона лет в Антарктиде существовало, по меньшей мере, три эпохи умеренного климата, когда берега моря Росса должны были быть свободными ото льда. Время окончания последнего тёплого периода, определённое доктором Ури, завершилось около шести тысяч лет тому назад, или в четвёртом тысячелетии до н.э.
Повторные исследования кернов со дна моря Росса, проведённые в 1980-х годах, дали тот же результат.
Таким образом, выводы геофизиков подтверждают свидетельства старинных карт о том, что древние люди посещали Антарктиду задолго до известных нам плаваний.
При отсутствии альтернативы мы вынуждены отнести карту-первоисточник к доэллинскому времени, поскольку в эпоху Античности, как показывают исследования, Антарктида была уже закована в лёд.
Портуланы неопровержимо свидетельствуют, что на Земле ещё до зарождения всех известных ныне культур существовала цивилизация с передовой технологией. Эта цивилизация охватывала весь мир и, по крайней мере в некоторых областях, достигла более высокого уровня, чем Египет, Вавилон, Греция и Рим.
В астрономии, мореходном искусстве и картографии она преуспела больше, чем любая страна до XVIII века. Только в XVIII веке мы впервые измерили окружность Земли и научились правильно определять долготу, а корабли наши стали отправляться в Антарктику ещё позже — начиная с XIX века. Карты же говорят, что в древности кто-то уже занимался всем этим. Так что не исключено, что когда-нибудь под мощными слоями южнополярных льдов мы найдём обломки кораблей, которые так же стары, как Ноев ковчег. А может, и ещё старше.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.