Какие кланы пострадали в результате реформ Мишустина

21

Вице-премьер Григоренко возглавил набсовет ВЭБ вместо Мишустина

ТК НЕЗЫГАРЬ

Ноябрьский кадрово-организационный маневр Мишустина вызвал разные оценки в СМИ и экспертном сообществе.

 Некоторые источники выдали шлейф суждений с общим знаменателем — это все бесполезно, сложившуюся схему движения бюджетных и привлеченных ресурсов не поломаешь.

Да к тому же и будет сотворен рукотворный хаос, когда на конструкцию под названием ВЭБ, и без того не блещущую устойчивостью,вывалят десяток разнородных структур.

Другая группа мнений — Мишустин не довел дело до конца, заменив четыре десятка ИР двумя десятками, не изменив принципы их деятельности и не сформировав ядро научно-технологического обновления экономики.

На основе этих вбросов можно делать выводы, как реформы Мишустина-Белоусова влияют на расстановку околовластных кланов, которые вынуждены корректировать свои перспективы в период трансфера власти.

  1. Премьер Мишустин попробовал совершить переформатирование интересов «Семьи», путем их встроенности в новую ситуационную конструкцию с целью отказов от поддержки Медведева и московской партии.

 Практически все институты развития (исключая системные) находились под контролем Семьи и близких им групп влияния.

Теперь конструкция изменилась. Интересы Семьи сохранены, но их возможности урезаны.

Формальное повышение статуса Игоря Шувалова до уровня условного первого вице-премьера «по инновациям» не может компенсировать потерю «семейного» контроля над активами.

Компетенции Шувалова и его возможности сохранить прежние схемы вывода бюджетных средств на частно-корпоративные счета жестко ограничены контролем бывшего налоговика Григоренко, председателя набсовета ВЭБа.

Учитывая бюджетное и внебюджетное финансирование переданных в ВЭБ ИР в размере около 500 миллиардов рублей в год можно оценивать уровень финансовых потерь клана в размере примерно 100 миллиардов рублей в год чистого и «теневого» доходов.

Символично, что реорганизация ИР была проведена сразу после прихода к власти Демпартии.

«Семья» в лице Шувалова легитимизировало свой статус в новой конструкции власти и подтвердила свои полномочия.

Семья встроена в правящую конструкцию через ВЭБ, Яндекс и МГУ.

Однако близкие к Семье группы влияния (Греф, Фридман), не теряющие надежды вписаться в международные рынки «Pax Americana», получили сигнал о необходимости корректировать свои действия в соответствии с приоритетами, определяемыми Ковальчуками-Мишустиным.

  1. Получили гандикап с перспективой осваивать зачищенное экономическое пространство Ковальчуки и их политические партнеры (Кириенко, Кудрин), а также Володин, ситуативный союзник по антимедведевской повестке.

  В результате ревизии высвободившиеся ресурсы, а также инновационная тематика могут быть переданы в структуры Ковальчуков (академические институты, информационные направления) и Росатом с сопряженными высокотехнологичными отраслями.

 Володин будет выведен из-под информационных ударов «семейных» и приобретет дополнительные шансы сохранить статус-кво.

Ковальчуки получат приоритет, выстраивая отношения с «семейными», что даст им возможность ослаблять клан Ротенбергов в конкурентном противостоянии по инфраструктурному направлению.

  1. Греф и близкое к нему либеральное лобби в этой ситуации остаются практически в одиночестве. Претензии главы Сбера на создание глобальной экосистемы остаются без материальной и организационной подпитки, которую он получал через ИР.

 А его поддержка и реализация рекомендаций МВФ и Всемирного банка может встретить активное противодействие национально ориентированного олигархата (Ковальчуки, Сечин, Дерипаска).

  1. Однако главным бенефициаром является Мишустин.

Он, оставаясь  «равноприближенным» ко всем кланам, получил возможность через ВЭБ и своего куратора Григоренко регулировать отношения между ними и снимать (или обострять) взаимные материальные претензии и попытки перехватить или сохранить финансовые потоки.

Шувалов при этом будет играть более техническую роль с некоторой свободой действий, ограниченной не принципиальными суммами.

Учитывая логику предыдущих действий Мишустина, можно предполагать, что эволюция ИР не заканчивается.

Из аналитической записки:

  1. Необходимость реформировать ИР была обоснована помимо прочего многочисленными злоупотреблениями, нецелевым использованием бюджетных ресурсов и нулевой эффективностью при реализации национальных целей.

Таким образом в ВЭБ были переданы структуры, которые на банковском сленге именуются «мусорными активами».

 А Шувалову предоставлена возможность разбираться с последствиями политики, которую он по согласованию со своими единомышленниками-либералами проводил, будучи первым вице-премьером, много лет.

  1. В ходе обязательной при смене статуса ревизии этих активов неизбежно возникнут поводы для возбуждения уголовных дел в отношении менеджмента ИР.

Во многих случаях — с признаками рецидива. Это будет весьма эффективным средством, чтобы сдерживать политические амбиции «старосемейных», расчищая путь более эффективным управленцам.

  1. Такой вариант развития событий был спланирован Мишустиным еще в начале сентября, когда председателем наблюдательного совета ВЭБ стал вице-премьер Дмитрий Григоренко.

Он прошел все ступени налоговой службы, в связях с олигархическими кланами не замечен и обязан своей карьерой исключительно Мишустину.

Как председатель набсовета Григоренко не несет ответственности за конкретные экономические решения, но имеет полномочия контролировать и блокировать любые действия Шувалова.

Следовательно, Мишустин получил контроль над активами и оргструктурами, ранее находившимся под влиянием околовластных олигархических группировок либерального окраса.

Учитывая особенности делового стиля Григоренко («Волкодав» по прежнему месту службы), можно уверенно прогнозировать, что Шувалов будет действовать в жестко определенной парадигме, став, по существу, своего рода конкурсным управляющим по передаче проблемных активов под контроль государства с минимальной возможностью монетизировать эти операции.

Неформальный статус Григоренко возрастает до позиции второго человека в Правительстве.

  1. После того, как Шувалов очистит ИР от проблем, долгов и неэффективного и вороватого управленческого аппарата, Григоренко через цифровизацию ужмет реформируемые институты развития до высокотехнологичных организационных ядер — генераторов инноваций.
  2. По публичной активности в СМИ и общественных институтах можно будет судить, какие околовластные кланы пострадали в результате реформ Мишустина и делать выводы о характере и наполнении контрдействий.

Источник vizitnlo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *