Как измеряли время в древности

Spread the love

Неделя, сутки и часы

На Руси с XVI века день отдыха воскресенье называли «неделей», то есть «неделанием» (в соответствии с Библией: «…и почил [Бог] в день седьмый от всех дел Своих…»). А неделю как таковую именовали «седмицей»: состояла она из семи суток (семидневной сакральной неделей пользовались ещё в древнем Вавилоне, а римляне позаимствовали эти периоды у евреев и ввели их себе в календарь).

Сутки, а ещё месяцы, — вообще самые древние единицы времени. Слово «сутки» — русского происхождения: наши предки «состыковывали», «сутыкали» день и ночь, правда, не в полночь, как теперь, а с восходом солнца. Первый час соответствовал современным семи утра, так было заведено в Вавилоне, Древнем Египте, Индии и Персии.

У других народов сутки начинались в разное время. У евреев, галлов, мусульман, китайцев — с заката, у арабов — в полдень, у римлян — в полночь. Так что мы приняли эстафету у Рима.

Самые первые механические часы были сделаны в Италии в концеXIII века, широкое распространение получив лишь в XVII-XVIII веках. А на Руси этот измеритель времени, «глагол времён» (по Г.Р. Державину), появился не ранее XIV века и до XVII века считался диковинкой. Первые куранты были установлены на башне Московского Кремля в 1404 году. До этого наши предки, похоже, часов не наблюдали (и — обходились же, счастливчики!), если не считать простейших гномонов (солнечных часов) и клепсидр (водяных часов). Ориентировались на светила (и ещё, конечно, на времена года).

Все цифры (и на часах в том числе) обозначались в то время буквами кириллицы. О нуле, можно сказать, понятия не имели.

На башенных часах поначалу вращались не стрелки, а циферблат («указное колесо»); неподвижный же луч (как и на гномонах), укреплённый сверху, указывал на час. Минутная стрелка на средневековых часах появилась лишь в XVI столетии.

Сентябрь вместо вересеня

Сентябрьское новолетие (как и юлианский календарь) пришло в церковную жизнь России из Византии. Оттуда же — и римские названия 12 календарных месяцев, которые, начиная с Крещения Руси, стали вытеснять их старорусские аналоги. Так, уже с XV века год шёл не от вересеня до зарева, а от сентября до августа.

Счёт месяцев с 1 сентября повели в светской жизни (Церковь — ещё раньше) с 1492 года, при Иване III, на 7000-летие от Сотворения мира.

До этого на Руси год начинался 1 марта, а заканчивался февралём.

Календарь называли месяцесловом, и был он поначалу лунным (по 29 и 30 суток в месяце), затем — лунно-солнечным, пока не стал (на манер римского) солнечным.

Странная первомартовская пятница

До Петра I в России пользовались византийской календарной эрой, а после него — христианской.

Византийская, она же древнерусская эра от Сотворения мира была принята в Византии в 325 году на Никейском соборе. Исходной точкой отсчёта здесь стала дата 1 марта 5508 года до н.э.

Так что же произошло в первомартовскую пятницу, когда «дыхание Иеговы вошло в уста» неискушённого первочеловека Адама и, согласно Библии, прародителя семитского племени? Что могло случиться более 250 поколений назад, если и до нашего времени «дотянулась преданий нить»? И что стоит за эфемерной датой, восходящей к очагу шумерской цивилизации, — схоластический ли расчёт теологов или какое-то знаменательное событие, у которого славянские (древнерусские) корни? Отмахнуться от этих вопросов проще всего: мол, библейский миф. Однако и Троя до Шлимана тоже долгое время считалась мифом. В данном же случае пласт ещё глубже: дата — 7500 лет со дня Сотворения мира — пришлась на 14 (1) марта 1992 года.

Впрочем, едва ли следует верить календарям, чтобы судить о том, как давно создан мир, и уж тем более — придавать значение точным датам.

Эр — не счесть

В Средние века эра, ведущая счёт от Сотворения мира, распространилась едва ли не всюду, отчего и получила название мировой. Помимо упомянутой — византийской, она объединяла антиохийскую, александрийскую и ещё около 200 эр, в которых дата исходного Сотворения в основном «плавала» между началом и серединой шестого тысячелетия до н.э. Хотя среди мировых эр известны и более молодые: к примеру, иудейская эра моложе византийской на 1748 лет.

Наша эра, христианская, или новая, стала вводиться в Европе в XV веке и окончательно утвердилась в Западном христианском мире и в России лишь в конце XVIII века. Именно тогда первый год Рождества Христова (Р.Х.). Официально был взят за исходную точку современного хронологического стиля (хотя исходная дата и была рассчитана ещё в 525 году монахом Дионисием Малым). Тогда же стало принято отсчитывать годы, которые предшествовали Рождению Иисуса Христа, в обратном порядке: «до Рождества Христова — или «до н.э.» (предложено в 1672 году богословом Петавиусом), — притом, что отдельные документы, датированные «от Рождества Христова», появились ещё в VII веке.

И вот, с исчислением лет от Рождества назад, то время будто потекло от I века вспять, как если бы мы свои дни считали на убыль. Хотя примеры такого летоисчисления существовали и ранее — скажем, в древнеримском календаре. А в мусульманском календаре до сих пор принято после 15 числа вести счёт дней по убывающей внутри месяца.

Клятвы, секреты и привилегия Церкви

Поскольку эра, которой мы пользуемся, — христианская, необходимо упомянуть об истоках христианства и православия.

Христианское вероучение возникло в начале 30-х (конце 20-х) годов н.э. в Палестине, на северном побережье Мёртвого моря. Охватив в I веке едва ли не все Средиземноморье, в 325 году христианство стало государственной религией Римской империи (и лишь к XIII XVI векам — всей Европы), а юлианский календарь с византийским летоисчислением был повсеместно принят христианским миром.

С IV века Церковь начала перенимать юлианский календарь. В 395 году, с распадом Римской империи, из недр восточного христианства возникло православие.

В V веке римские епископы присвоили себе звание «папа». В 431 году на Эфесском Соборе была узаконена дата Рождества Христова — 25 декабря.

С 988 года крещёная Русь стала перенимать у Византии юлианский календарь. Но на первых порах — не с византийским новолетием — 1 сентября, а от Сотворения Адама, то есть с пятницы 1 марта 5508 года до н.э. (до этого, обратите внимание, счёт шёл с 21 марта, после — с 1 сентября).

В 1054 году (спустя 66 лет после Крещения Руси), в результате раскола (иначе — схизмы) христианства, православие превратилось в самостоятельное вероучение.

Автокефальной (самостоятельной) Русская Православная Церковь стала в 1448 году, на 460-й год своего возникновения и за пять лет до окончательного падения Византии (представляется, что такая самостоятельность в известной степени обособила, изолировала допетровскую Русь).

Любопытно, что при вступлении на престол египетские фараоны клялись не добавлять дни в календари и не исправлять их (хотя правителям это не всегда удавалось), в Древнем Риме календари держались в секрете, а на Руси знание календаря до XVIII века оставалось, как правило, привилегией Церкви.


Поделитесь в социальных сетях

Комментарии 0

<!—->Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.<!——>
[ <!—->Регистрация<!——> | <!—->Вход<!——> ]

<!— —>
Оригинал earth-chronicles.ru


Spread the love