Славяне испокон веку верили в магическую силу слова, в его способность менять окружающий мир.
Слова соединялись в небольшие поэтические произведения — заговоры, с помощью которых, по поверьям можно было прогнать болезнь, добиться любви, или успокоить плачущего в ночи младенца.
В старину заговорные традиции были очень сильны — в повседневной жизни человека бытовали заговоры лечебные, любовные, торговые скотоводческие, промысловые. Как правило, они были очень выразительны, поэтичны. В дохристианской традиционной культуре главные образы в заговорах были связаны с силами природы, языческими богами и духами: славяне просили помощи у богов, духов, солнца, месяца, земли, дождя, грома и огня. В поселениях носителями магического знания выступали знахари, но некоторые чудодейственные слова были известны и обычным деревенским жителям.
Существовали заговоры охотников и пастухов, воинские и хозяйственные. Исследователь русской литературы, Леонид Майков, в 19 веке, в книге «Великорусские заклинания», опубликовал заговор, который читали перед дальней дорогой. В нем фигурирует тать, так в старину называли воров, мошенников и грабителей. Вот он:
Заговор при отправлении в путь: «Едет Егорий храбрый на белом коне, златым венцом украшается, булатным копьем подпирается, с татем ночным встречается, речью с ним препирается: «Куда, тать ночной, идешь?» «Иду я людей убивать, купцов проезжих добывать». А Егорий удал, ему дороги не дал, православных обороняет, в пути-дороге сохраняет».
Чтение магических слов сопровождал обряд. Также было очень важно произнести текст точно, без изменений. Нельзя было опускать какие-то слова или добавлять от себя — иначе заговор просто мог не подействовать. Белые заговоры избавляли от зла и защищали, черные причиняли вред. Считалось, что черные заговоры в своей практике использовали колдуны, насылающие порчу и болезни.
На разных славянских территориях тексты заговоров имели схожую структуру: предварял повествование зачин, затем шла основная часть, в которой формулировалась желание, или обрядовое действие, и в завершение шёл закреп. часто использовался такой зачин: «Встану я, чадо Божь, (имя), благословяся, умоюсь водою, росою, утрусь платком тканым, пойду, перекрестяся, из избы в двери, из ворот в ворота, на восток…»
В закрепе словам придавалась большая сила и убедительность: «Будьте слова мои крепки, и лепки до веку; нет моим словам переговора, и недоговора. Будь ты, мой приговор, крепче камня и железа».
Целительные заговоры. В поселениях врачеванием занимались знахари. Они лечили магическими словами, и примитивными народными средствами. Считалось, что знахарями становились люди, побывавшие на грани жизни и смерти после тяжелых болезней, или полученных увечий Их деятельность не связывалась с нечистой силой, в отличие от чёрной магии колдунов.
Одним из знахарских способов определения сглаза или порчи, было выливание на воске. Расплавленный воск лили в холодную воду, и по виду полученных фигур определяли, кто наслал порчу.
Болезни зубов на протяжении веков досаждали нашим предкам. И в отсутствие медицинской помощи, варианты заговоров «от зубной скорби», были распространены на Руси повсеместно. Действие лечебных магических текстов было направлено не только на ноющий зуб, но и на избавление от сопутствующей головной боли и болезненности десен. Чтение заговора сопровождалось ритуально-магическими действиями: его произносили, вглядываясь в рот больному, и крестили зуб.
Известно также множество заговоров от грыжи, золотухи, (кожного заболевания, возможно, так в старину могла называться аллергия, дерматит), ячменя и бельма на глазу, и многих других недугов. Были распространены магические тексты от лихорадки, или, по-старинному, «трясовицы», болезни, представлявшейся нашим предкам в образе худой, страшной, простоволосой женщины в белой рубахе.
Заговоры от детского плача. Славяне верили что мир населен темными силами, и мифическими существами. По поверьям, представители низшей демонологии — кикиморы, домовые, русалки, могли вторгаться в повседневную жизнь человека, и всячески вредить. Ночной детский плач и бессонницу часто объясняли проделками нечистой силы, и, чтобы защитить ребенка, прибегали к магии. Также плач связывали со светом и природными явлениями: в заговорах обращались к Луне и Месяцу с просьбой вернуть ребенку сон. Виновницами бессонницы было принято считать утреннюю и вечернюю зарю, которые тревожили детей, и мешали им спать. Магические тексты читали на закате, или рассвете. При этом выносили младенца из избы и показывали солнцу.
Любовные заговоры. Широко известны были присушки и отсухи, заговоры на любовь, и на угасание чувств. Замужние женщины хотели при помощи магии вернуть себе любовь и внимание мужа, а юные девушки стать привлекательнее для возлюбленного или жениха. А отсушки читали тогда, когда нужно было забыть того (или ту), которого(ую) любили, но шансов быть вместе не было никаких. Либо, чтобы муж оставил любовницу, и вернулся в семью. Русский писатель и этнограф Владимир Даль, в книге «Сказания о поверьях, суевериях и предрассудках русского народа», объяснял появление любовных магических слов не только вымыслом праздного воображения, но и попыткой растолковать внезапно возникшее в человеке сильное чувство любви и страсти.
Защитные и воинские заговоры. В заговорной традиции существовали также обереги — защитные магические слова. Исследователям известны многочисленные заговоры от бешеной собаки, от укуса змеи, от огня или пожара. На один и тот же случай часто имелись разные тексты, но было принято считать, что их сила одинакова, главное, произнести их правильно, и соблюсти обряд.
Воины постоянно подвергали свою жизнь опасности, поэтому были широко распространены обереги от пули, от вражеского оружия. Литературовед и этнограф Андрей Топорков в книге «Заговоры в русской рукописной традиции 15-19 веков. Истории, символика, поэтика». приводит заговор, призванный воздействовать на вражеское оружие: «Кован еси брат, сам еси оловян, сердце твое вощано, ноги твои каменны, от земли до небес, не укуси меня, аки пес отай, оба есмя от земля, коли усмотрю тя очима, своего брата, тогда убоится твое сердце моих очей усмотрения, ты вощан». В тексте меч олицетворен, у него есть собственное тело, а его удар сравнивается с укусом собаки. Звучит призыв оружию стать восковым, стать оловянным, и не навредить воину.
Исследователь русской литературы Леонид Майков, в конце девятнадцатого века опубликовал заговор казаков войска донского: «Падите железа, в свою матерь землю, ты же береза, в свою ж матерь-землю, а вы перья, в свою птицу пернату, а птица — в бонт и сыню, а рыба в море, от меня, чадо Божьего (имя), всегда и ныне…» Железное оружие читающий заговор призывает вернуться в землю, как перья в птицу, и отвести опасность.
Скотоводческие заговоры. Для сохранения скота, и увеличения его приплода, использовали скотоводческие заговоры. их могли петь, как например, пели некоторые народности республики Алтай, самкам животных, если они отказывались кормить новорожденных. Заговоры исполняли, как правило, овцам, козам и коровам. Заговоры включали в себя особые слова-символы уговаривающие самку принять детеныша. В некоторых регионах России эта традиция жива до сих пор. К скотоводческим магическим словам обращаются пожилые люди, много лет работавшие пастухами, ветеринарами доярками, Тексты заговоров бережно хранили, переписывали и передавали по наследству.
Как отмечает этнограф Андрей Топорков, сфера бытования магических слов со временем сужалась, они вытеснялись из городской жизни в сельскую. В 20-м веке в тексты проникли современные реалии. Например, для приворота стали использовать фотографию. Постепенно заговоры перестали быть волшебными магическими заклинаниями, и в наши дни их тексты уже не так широко известны.
Я снова повторю, что только вам решать, верить ли во всё вышеперечисленное. Верьте во все самое лучшее, будьте суеверными в меру, не забывайте про разум и логику, и пусть в вашей реальности сбываются только самые лучшие приметы.
Источник
17 total views, 17 views today
Оставить комментарий
Источник welemudr.ru
По теме:
Живая материя, объединение пространств и порталы Петербурга
Магический мир и встреча со своим страхом
Блокировка способностей и сила Анахаты
Таро, нумерология, астрология, руны. В чем подводные камни?
Авторские права и изобилие. Как не перекрыть свой поток?
Магический род и его сборка. Синяя и красная энергии
Магические ритуалы древних славян
Огненная магия свечей в ритуалах на деньги и привлечение достатка
Великая и могучая славянская древняя магия
Славянская магия Свечей