В Вооруженных силах РФ идут масштабные учения Ракетных войск стратегического назначения. В различных уголках страны на маршруты боевого патрулирования вышли пусковые установки ПГРК «Ярс», в частности, Иркутского и Новосибирского ракетных соединений. А на западе страны, во Владимирской области примерно в это же время состоялось форсирование реки Оки стартовой батареей подвижного грунтового ракетного комплекса «Ярс».
В Иркутской области стратегические ракетчики отрабатывали вопросы вывода ракетных комплексов на полевые позиции, совершения маршей протяженностью до 100 километров, рассредоточения пусковых установок со сменой полевых позиций, их инженерного оборудования, организации маскировки и боевого охранения.
В свою очередь противодиверсионные силы выполняли задачу по обнаружению, блокированию и уничтожению условных диверсантов, в том числе с использованием БЛА.
По поступившей вводной диверсионные группы провели минирование маршрутов боевого патрулирования, но были обнаружены на дальних подступах к полевым позициям и своевременно нейтрализованы. Группам, превосходящим по численности подразделения охраны и обороны, не удалось сорвать подготовку расчетов к выполнению учебно-боевой задачи. О масштабе действий говорит тот факт, что к тренировке было привлечено более 1000 военнослужащих РВСН, задействовано около 100 единиц техники.
У этих учений была особая специфика – в них приняли участие 10 образцов перспективной специальной техники, в том числе для инженерных подразделений, охраны и обороны, а также радиационной, химической и биологической защиты. Полученные технические параметры испытаний строго фиксировались и анализировались специалистами. И такой подход, когда на учениях испытываются перспективные образцы ВВТ, думается, наиболее оправдан.
В Новосибирской области мобильные ракетные комплексы «Ярс» примерно в это же время также действовали на маршрутах боевого патрулирования. Стратегические ракетчики вывели ракетные комплексы на полевые позиции, совершив марши протяженностью до 100 километров. Надо представить, какая нагрузка в этот момент легла на механиков-водителей, которые управляли многотонными пусковыми установками, в том числе на проселочных дорогах. Ведь только одна ракета РС-24 имеет стартовую массу 46 тонн.
Диверсионные формирования и новосибирцам не дали спокойно нести боевое дежурство. Пришлось решать задачи по обнаружению, блокировке и уничтожению противника, в том числе с использованием боевых противодиверсионных машин «Тайфун-М», оснащенных беспилотными летательными аппаратами. В общей сложности подразделения ракетных соединений отработали несколько десятков вводных, в том числе направленных на изучение возможностей соединений, вооруженных ПГРК «Ярс».
На западе страны, во Владимирской области в рамках специального учения впервые должна была состояться переправа автономной пусковой установки мобильного ракетного комплекса «Ярс» через глубоководные участки Оки. И это оказалась весьма непростая задача. Масса пусковой установки ПГРК «Ярс» вместе с ракетой составляет около 100 тонн. К тому же по очередной вводной мосты, находящиеся в непосредственной близости с полевыми позициями ракетного дивизиона, были уничтожены ДРГ, и стратегические ракетчики вынуждены были изменить маршрут движения колонны.
Приняли решение для переправы на противоположный берег стартовой батареи ПГРК «Ярс» навести наплавной мост с использованием современных понтонных парков. Это должны были сделать инженерные подразделения Вооруженных сил РФ.
В итоге впервые автономная пусковая установка мобильного ракетного комплекса ПГРК «Ярс» Тейковского ракетного соединения (Ивановская область) оказалась переправлена на 360-тонном пароме двойной ширины через глубоководные и протяженные участки Оки.
С помощью современного понтонного парка ПП-2005М инженерными подразделениями ВС РФ был собран паром по схеме из целых центральных звеньев и боковых полузвеньев. Данная конструкция обладает повышенной несущей способностью и позволяет гарантированно осуществить переправу автономной ПУ при повышенных ветровых и волновых нагрузках.
Другие агрегаты стартовой батареи ПГРК «Ярс», в том числе машина обеспечения боевого дежурства, были переправлены с правого на левый берег Оки на участке протяженностью свыше 500 метров с помощью наплавного моста.
Впервые в мировой практике понтонные подразделения оборудовали наплавной мост двойной ширины, грузоподъемностью 120 тонн, что позволило увеличить пропускную способность переправы в два раза, обеспечило возможность движения военной и специальной техники одновременно в попутных направлениях и эксплуатацию моста при волнении до трех баллов. До этого ракетчики переправлялись только через реку Нерль, ширина которой (100 м) гораздо меньше, чем у Оки.
В рамках учения понтонные подразделения оборудовали все виды переправ: десантную с применением ПТС-2; паромные с применением ПММ-2М и мостовые переправы из понтонных парков ПП-2005. Подразделения военной полиции обеспечили безопасность мостовых переправ, впервые действуя на современных катерах.
В розыгрыше эпизода участвовали более 1600 военнослужащих и порядка 600 единиц военной и специальной техники. Руководство инженерными подразделениями осуществлял начальник Инженерных войск ВС РФ генерал-лейтенант Юрий Ставицкий.
Справка «ВПК»
PC-24 «Ярс» (индекс УРА РВСН 15П165М (шахтный) и 15П155М (подвижный) по договору СНВ РС-12М2Р) – российский стратегический ракетный комплекс с твердотопливной межконтинентальной баллистической ракетой мобильного и шахтного базирования с разделяющейся головной частью. Разработан Московским институтом теплотехники под руководством академика РАН Юрия Соломонова. Является модификацией ракетного комплекса «Тополь-М». В перспективе «Ярс» должен заменить МБР УР-100Н УТТХ и составить вместе с «Тополем-М» основу ударной группировки РВСН. Известно, что по сравнению с «Тополем-М» ТПК «Ярса» имеет более высокий уровень защищенности от поражения стрелковым оружием. В полтора раза увеличен гарантийный срок эксплуатации комплекса, а внедрение технических решений и мер противопожарной защиты оборудования повысило ядерную безопасность. Также улучшены характеристики средств связи и базового шасси на основе восьмиосного МЗКТ-79221 производства Минского завода колесных тягачей.