На этой неделе рекордная жара одновременно обрушилась на Антарктиду и Арктику: температура достигла 47°C и на 30°C превысила норму.
Жара в Антарктиде бывает в любое время, но особенно сейчас, во время равноденствия, когда Антарктида погружается в зимнюю тьму. Аналогичным образом, на севере, в Арктике только что наступила зима.
Связаны ли эти две тепловые волны? Мы пока не знаем, и, скорее всего, это совпадение. Но мы знаем, что погодные системы в Антарктиде и Арктике связаны с ближайшими к ним регионами, и эти связи иногда доходят до самых тропиков.
Является ли изменение климата причиной этого? Возможно. Хотя еще слишком рано говорить об этом наверняка, мы знаем, что изменение климата делает полярные тепловые волны более частыми и сильными, а потепление на полюсах происходит быстрее, чем в среднем по миру.
Поэтому давайте подробнее рассмотрим, что является причиной экстремальных аномалий в каждом регионе, а также последствия для полярных животных, таких как пингвины и белые медведи.
Что произошло в Антарктиде?
Тепловая волна в Антарктиде была вызвана медленной и интенсивной системой высокого давления, расположенной к юго-востоку от Австралии, которая несла огромное количество теплого воздуха и влаги вглубь Антарктиды. Она сочеталась с очень интенсивной системой низкого давления над внутренними районами Восточной Антарктиды.
Что еще хуже, облачный покров над ледяным плато Антарктиды задерживал тепло, излучаемое с поверхности.
Поскольку в Антарктиде сейчас осень, температура в глубине континента не была достаточно высокой, чтобы растопить ледники и ледяную шапку. Но это не значит, что сильные колебания температуры не происходили.
Выше: Аномалии температуры воздуха по всей Антарктиде на высоте 2 метра над землей для 18 марта 2022 года.
Например, на станции Восток, расположенной в центре ледяного плато, был зафиксирован предварительный максимум -17,7°C (на 15°C выше предыдущего рекорда -32,6°C). На итальяно-французской исследовательской станции «Конкордия», также расположенной на высокогорном плато, была зафиксирована самая высокая температура за всю историю наблюдений, которая оказалась примерно на 40°C выше средней температуры марта.
На побережье все было совсем по-другому: там выпали дожди, что не совсем обычно для континента.
Дождь был вызван главным образом атмосферной рекой — узкой полосой влаги, собранной из теплых океанов. Атмосферные реки находятся на границе систем низкого давления и могут перемещать большие объемы воды на огромные расстояния в масштабах, превышающих масштабы континентов.
Несмотря на свою редкость, атмосферные реки вносят важный вклад в формирование ледяного покрова континентов, поскольку они сбрасывают относительно большое количество снега. Когда температура поверхности поднимается выше нуля, над Антарктидой выпадает не снег, а дождь.
В прошлый понедельник (14 марта) температура воздуха на австралийской станции Кейси достигла максимума в -1,9°C. Через два дня она была больше похожа на -1,9°C. Два дня спустя они уже больше напоминали температуру середины лета, достигнув нового мартовского максимума в 5,6°C, который приведет к таянию льда.
Это уже вторая тепловая волна на станции Кейси за последние два года. В феврале 2020 года температура на Кейси достигла 9,2°C, а затем на Антарктическом полуострове был зафиксирован шокирующий максимум в 18,3°C.
Что же это может означать для дикой природы?
Пингвины Адели, обитающие на всем антарктическом побережье, недавно закончили летнее размножение. Но, к счастью, птенцы пингвинов Адели уже улетели в море, чтобы начать самостоятельную охоту за пищей, поэтому жара на них не повлияла.
Дождь мог повлиять на местную растительную жизнь, например, на мхи, особенно когда они находились в своей ежегодной фазе высыхания на зиму. Но мы не узнаем, нанесен ли ущерб растениям, до следующего лета, когда мы снова сможем посетить моховые клумбы.
А как насчет Арктики?
Похожая погодная картина наблюдалась на прошлой неделе в Арктике. Интенсивная система низкого давления начала формироваться у северо-восточного побережья США. На ее стыке с соседней системой высокого давления образовалась атмосферная река.
Эта погодная модель направила теплый воздух в арктический круг. В Свальбальде, в Норвегии, был зафиксирован новый максимум температуры — 3,9°C.
Американские исследователи назвали систему низкого давления «бомбовым циклоном», поскольку она сформировалась так быстро, претерпев восхитительный процесс «бомбогенеза».
Выше: Аномалии температуры воздуха в Арктике на высоте 2 метра над землей для 17 марта 2022 года.
Зимний морской лед в этом году уже был очень низким, а на суше в Гренландии недавно прошли рекордные дожди.
Если из-за теплых условий морской лед начнет разрушаться раньше обычного, это может иметь тяжелые последствия для многих животных. Например, морской лед является важнейшей средой обитания для белых медведей, позволяя им охотиться на тюленей и преодолевать большие расстояния.
Многие люди живут в Арктике, включая коренных жителей, и мы знаем, что потеря морского льда нарушает охоту и культурные традиции.
Более того, система циклонов-бомб принесла хаотичную погоду во многие населенные районы Северного полушария. Например, в северной Норвегии цветы начали распускаться раньше времени из-за трех недель аномально теплой погоды.
Предвестник будущего
Моделирование показывает, что крупномасштабные климатические модели становятся все более изменчивыми. Это означает, что, казалось бы, единичная тепловая волна может быть предвестником будущего в условиях изменения климата.
В частности, Арктика нагревается в два раза быстрее, чем остальной мир. Это происходит потому, что тающий морской лед обнажает больше океана, а океан поглощает больше тепла, поскольку он темнее.
По прогнозам Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), арктический морской лед продолжит отступать, и к 2050-м годам лето будет свободным от льда.
Будущее Антарктиды выглядит не менее тревожно. По данным МГЭИК, глобальное потепление на 2 — 3°C в этом столетии приведет к почти полной потере Западно-Антарктического ледяного щита. Скорейшее снижение глобальных выбросов до чистого нуля поможет избежать наихудших последствий изменения климата.The Conversation
Дана М Бергстром, главный научный сотрудник, Университет Вуллонгонга; Шарон Робинсон, профессор, Университет Вуллонгонга, и Саймон Александр, ученый-атмосферист, Университет Тасмании.
Оригинал earth-chronicles.ru