Когда мы заглядываем еще дальше в прошлое, задолго до появления письменности, мы оказываемся в полной растерянности относительно того, какие формы музыки предпочитали первобытные люди.
Но мы знаем, что музыка, вероятно, была частью их повседневной жизни, как и нашей, и у нас есть некоторые звуковые свидетельства того, на каких инструментах они играли.
В 2008 году археологи обнаружили фрагменты флейт, вырезанных из костей грифов и мамонтов, в пещере каменного века на юге Германии под названием Хохле-Фельс. Эти инструменты датируются 42 000 — 43 000 лет назад и могут вытеснить более ранние находки флейт в соседнем месте, датируемые 35 000 лет назад.
Флейты тщательно изготовлены, сообщает National Geographic, особенно флейта из кости мамонта, которая была «особенно сложна в изготовлении». Во время их обнаружения исследователи предположили, что флейты «могли быть одним из культурных достижений, которые дали первым европейским поселенцам современного человека (Homo sapiens) преимущество перед их ныне вымершими неандертальскими сородичами». Но, как и в случае с большей частью наших знаний о неандертальцах, включая новые свидетельства скрещивания с Homo Sapiens, эти выводы, возможно, придется пересмотреть.
Вполне возможно, что недооцененные неандертальцы сами изготавливали свои флейты. Об этом говорит находка 1995 года — флейта, сделанная из бедренной кости пещерного медведя. Найденный археологом Иваном Турком на стоянке неандертальцев в Дивье Бабе на северо-западе Словении, этот инструмент (см. выше) имеет возраст более 43 000 лет, а возможно, и 80 000 лет. По словам музыковеда Боба Финка, четыре отверстия для пальцев флейты соответствуют четырем нотам диатонической гаммы (до, ре, ми…).
«Если не отрицать, что это вообще флейта», — утверждает Финк, — «ноты флейты неизбежно являются диатоническими и будут звучать почти идеально в рамках любой стандартной диатонической шкалы, современной или старинной». Чтобы продемонстрировать это, хранитель Словенского национального музея сделал глиняную копию флейты. Вы можете услышать, как на ней играет словенский музыкант Любен Димкароски в верхней части этого поста.
Доисторический инструмент действительно воспроизводит целые и половинные тона диатонической гаммы, причем настолько полно, что Димкароски может играть фрагменты нескольких композиций Бетховена, Верди, Равеля, Дворжака и других, а также несколько свободных импровизаций, «передразнивающих голоса животных».
На странице видео на Youtube его выбор музыки объясняется как «попурри из фрагментов композиций различных авторов», отобранных «для демонстрации возможностей инструмента, тонального диапазона, стаккато, легато, глиссандоCOPY00». (Димкароски утверждает, что понял, как играть на инструменте, во сне).
Хотя археологи горячо спорят о том, является ли флейта на самом деле работой неандертальцев, как предположил Тёрк, если это так, то находка противоречит утверждениям о том, что близкие родственники человека «не оставили твердых доказательств того, что они были музыкальными».
Но каково бы ни было ее происхождение, она, безусловно, является артефактом гоминид — не работой хищников — и ключом к разгадке предыстории музыкального выражения.
Оригинал earth-chronicles.ru