Пор-Бажин — развалины крепости на острове посреди озера Тере-Холь в Тере-Хольском кожууне Республики Тыва.
Название происходит от тувинского «глиняный дом». Раскопки показывают, что он был построен как уйгурский дворец в 8 веке н.э., вскоре после этого превращен в манихейский монастырь, заброшен после недолгого пребывания в нем и окончательно разрушен в результате землетрясения и последующего пожара. Методы строительства показывают, что Пор-Бажын был построен в рамках китайской архитектурной традиции эпохи Тан.
Пор-Бажын занимает небольшой остров в озере Тере-Холь, на высоте около 1300 м (4300 футов) над уровнем моря в горах Сенгелен в Южной Сибири. Он расположен в 8 км (5,0 миль) к западу от села Кунгуртук на юго-востоке Республики Тува (Российская Федерация), недалеко от российской границы с Монголией.
Стены участка окружают прямоугольную территорию, ориентированную с востока на запад и занимающую почти весь остров. Внутреннюю часть занимают два больших двора, центральный комплекс зданий и цепь небольших дворов вдоль северной, западной и южной стен. Западная и восточная куртины относительно хорошо сохранились. Главные ворота с надвратными башнями и пандусами, ведущими к ним, расположены в середине восточной стены.
Пор-Бажын известен с XVIII века, а впервые был исследован в 1891 году. В 1957-1963 годах российский археолог С.И. Вайнштейн проводил раскопки на нескольких участках городища. Крупномасштабные полевые работы были проведены в 2007-2008 годах Фондом «Крепость Пор-Баджин» при участии ученых и научных сотрудников Российской академии наук, Государственного музея Востока и Московского государственного университета.
С конца XIX века Пор-Бажын связывают с уйгурами из-за его местоположения, даты находок из него и сходства его планировки с дворцовым комплексом Карабалгасуна, столицы Уйгурского каганата. Вайнштейн определил Пор-Бажын как «дворец… у колодца», построенный, согласно рунической надписи на камне Селенги, каганом Моянчуром (также известным как Баянчур-хан, 747-759 гг. н.э.) после его победы над местными племенами в 750 г. н.э.
Моянчур вовлек Уйгурский каганат во внутреннюю борьбу за власть в Китае и женился на китайской принцессе.[5] Другие идентификации этого места включают пограничную крепость, монастырь, ритуальное место и астрономическую обсерваторию; они встречаются в более старой литературе, опубликованной до завершения современных полевых работ в 2008 году.
Ранние дендрохронологические и радиоуглеродные исследования показали, что «крепость» была построена между 770 и 790 гг. н.э.[11] Раскопщики отмечают, что это было в период правления уйгурского Бёгю Кагана, преемника Моянчура, поэтому Пор-Бажын не мог быть дворцом, упомянутым в надписи Селенги. Позднее дата строительства дворца была уточнена до примерно 777 года нашей эры.
Возможно, это сооружение все еще было дворцом, поскольку его планировка напоминает уйгурский дворец Карабалгасун. Скудость находок, фактическое отсутствие оккупационного слоя и полное отсутствие каких-либо приспособлений для обогрева свидетельствуют против того, что здесь находилась постоянная резиденция, хотя следы ремонта и перестройки позволяют предположить, что в течение определенного времени здесь велись работы. Не исключено, что Пор-Бажын был ритуальным местом или военной крепостью, но доказательств в пользу этих интерпретаций не хватает.
Оригинал earth-chronicles.ru