Запахи, которые нравятся или не нравятся людям, как правило, являются общими для представителей разных культур, что может свидетельствовать об эволюционной основе наших, казалось бы, универсальных запаховых предпочтений, считают ученые.
В новом исследовании ученые попросили людей из 10 различных культурных групп — включая ряд коренных народов охотников-собирателей и традиционные сельскохозяйственные общины, а также современных городских жителей — понюхать 10 уникальных запахов и расположить их в порядке приятности.
«Мы хотели выяснить, одинаково ли люди во всем мире воспринимают запахи и любят одни и те же типы запахов, или это что-то культурно обусловленное», — говорит нейробиолог Артин Аршамиан из Каролинского института в Швеции.
«Традиционно это считалось связано с особенностями культуры, но мы можем показать, что культура имеет к этому очень мало отношения».
Исследователи путешествовали далеко и широко, объединяя данные, полученные в ходе полевых работ в нескольких культурных средах, представляющих различные способы ведения хозяйства в Таиланде, Мексике, Эквадоре и США, и охватывающих пустыни, тропические дождевые леса, высокогорный климат, прибрежные регионы и многое другое.
Среди участников было несколько групп охотников-собирателей (в том числе народ семак бери с Малайского полуострова в Таиланде), а также несколько сообществ, ведущих натуральное садоводство и земледелие (например, народ чачи в Эквадоре), и группа испытуемых из Нью-Йорка, представляющая современную расово и этнически разнообразную городскую среду.
В каждом посещенном месте участникам — всего более 280 человек — было представлено 10 расположенных в случайном порядке устройств для распространения запахов, похожих на ручки. Их попросили понюхать каждый из них и расположить ручки в ряд, от самого приятного до самого неприятного.
Самым приятным запахом был признан ванилин (основной компонент экстракта ванили), следующим по популярности был этилбутират (имеет фруктовый запах и часто используется в качестве усилителя вкуса в продуктах с фруктовым вкусом). Третьим был линалоол, обладающий цветочным запахом.
Наименее популярным запахом в исследовании была изовалериановая кислота, которая известна своим резким, неприятным запахом, ассоциирующимся с сыром, соевым молоком и потом.
Хотя многие предыдущие исследования изучали эту область — искали, как восприятие запахов зависит от культурных ассоциаций — исследователи говорят, что предыдущие экспериментальные подходы не смогли адекватно изучить разнообразный культурный спектр.
В конечном итоге, можно ожидать, что оценка людьми приятности запаха (валентности запаха) будет отражать смесь их культурных традиций, личной чувствительности и универсальных предпочтений (якобы основанных на молекулярных особенностях запахов), но степень каждого из этих влияний до сих пор оставалась неясной.
Команда Аршамиана обнаружила, что влияние культурных традиций играет лишь незначительную роль в предпочтении запахов, при этом ранжирование валентности запаха сильно и положительно коррелирует между всеми культурами.
Когда люди по-разному оценивали отдельные запахи с точки зрения их приятности, по мнению исследователей, культура участников объясняла только 6 процентов дисперсии, в то время как 54 процента объяснялось индивидуальными предпочтениями людей, а молекулярный профиль химического вещества запаха объяснял около 40 процентов дисперсии.
Другими словами, хотя люди могут оценивать различные запахи по-разному, большая часть наблюдаемых различий, по-видимому, является вопросом личных предпочтений, а не отражением культуры; в то же время между культурами существует много общего в том, что нравится и не нравится людям.
«Наблюдалась значительная глобальная согласованность», — объясняют исследователи. «В совокупности это показывает, что обонятельное восприятие человека сильно ограничено универсальными принципами».
Что касается того, почему восприятие запахов, по крайней мере, в некоторой степени универсально в разных культурах — и основывается на физико-химических свойствах самих пахучих веществ — вполне вероятно, что предпочтение определенных химических запахов могло служить эволюционной цели в нашей истории, каким-то образом повышая наши шансы на выживание в давно забытые времена.
Если это так, то полученные здесь результаты могут помочь нам глубже изучить эту возможность, считают исследователи.
«Теперь мы знаем, что существует универсальное восприятие запаха, которое определяется молекулярной структурой, и это объясняет, почему нам нравится или не нравится определенный запах», — говорит Аршамиан.
«Следующий шаг — изучить, почему это так, связав эти знания с тем, что происходит в мозге, когда мы чувствуем конкретный запах».
О результатах исследования сообщается в журнале Current Biology.
Оригинал earth-chronicles.ru