Последствия детской травмы могут длиться всю жизнь и оставлять людей похожими на тени самих себя. Жертвы насилия также сталкиваются с невообразимой болью и вполне реальными последствиями для здоровья, причем ни в одном из этих случаев они не виноваты.
Исследование, проведенное среди почти 78 000 норвежских женщин, показало, что детский опыт, в частности, подверженность эмоциональному, сексуальному и физическому насилию в детстве, может способствовать риску развития рассеянного склероза (РС) — инвалидизирующего аутоиммунного заболевания, которым страдают миллионы людей во всем мире.
«Жестокое обращение, пренебрежение и дисфункция в семье — это экстремальные виды стресса», — объясняет группа медицинских исследователей в новой работе под руководством первого автора Карине Эйд из Университетской больницы Хаукеланд в Норвегии.
Хотя хронический стресс связан с плохим психическим и физическим здоровьем, а стрессовые события в жизни могут провоцировать вспышки заболевания у людей, живущих с РС, остается неизвестным, могут ли травматические переживания в детстве спустя годы проявиться в виде повышенного риска развития РС, который, как и многие аутоиммунные заболевания, часто неправильно понимается и трудно диагностируется.
Знаменательное исследование 2009 года, проведенное Центрами по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), показало, что чем больше жестокости люди видели или пережили в детстве, тем выше вероятность того, что спустя десятилетия они окажутся в больнице с одним из 21 аутоиммунного заболевания.
При РС иммунная система организма ошибочно атакует нервные клетки, разрушая защитный миелиновый слой, который их окружает, что может привести к хронической боли, мышечным спазмам, онемению и даже потере зрения.
Чтобы изучить связь между заболеванием и детскими травмами, исследователи связали данные общенационального норвежского исследования, в котором отслеживались беременные женщины с 1999 по 2018 год, с больничными записями и национальным реестром диагнозов РС в Норвегии.
Анализ показал, что у женщин, подвергшихся эмоциональному и сексуальному насилию в возрасте до 18 лет, повышен риск развития РС в последующей жизни.
Из 300 женщин в исследовании, у которых развился РС, почти каждая четвертая сообщила об истории насилия в детстве при приеме в исследование.
Связь между травмой и РС была наиболее выражена среди женщин, переживших сексуальное насилие (повышенный риск развития РС на 65%), и среди женщин, подвергшихся более чем одному виду травмы (повышенный риск от 66 до 93%).
Один из способов интерпретации полученных данных заключается в том, что детская травма и последующий стресс могут усугубить риск развития РС у людей с предрасположенностью к этому заболеванию, будь то генетика или факторы образа жизни.
Каким образом? Исследователи полагают, что травма может вызвать чрезмерную реакцию организма на стресс или нарушить работу иммунной системы, в результате чего организм переходит в состояние повышенного хронического стресса и воспаления, что приводит к болезни.
Учитывая, что детские травмы были связаны с хроническими заболеваниями, такими как болезни сердца, диабет, депрессия и ожирение, которые также связаны с воспалением, это, конечно, правдоподобно.
Однако выяснение влияния травмы и стресса на РС осложняется тем, что существует множество возможных причин возникновения этого загадочного заболевания: недостаток солнечного света, слишком сильное загрязнение воздуха, диета из сверхпереработанных продуктов, генетика и обычные вирусные инфекции — все они могут быть провоцирующими факторами.
Тем не менее, исследования показывают, что наши молодые годы могут быть критическим периодом, независимо от факторов риска.
«Некоторые из наиболее устойчивых экологических факторов риска РС, включая низкий уровень витамина D, недостаточное пребывание на солнце, инфекцию вируса Эпштейна-Барр и ожирение, по-видимому, имеют критические периоды восприимчивости к РС в детстве и особенно в подростковом возрасте», — объясняют Ид и его коллеги в своей работе.
«Лучшее понимание факторов риска и времени их воздействия может открыть двери для профилактики и дать дальнейшее понимание механизмов заболевания».
Конечно, важно отметить, что подобные обсервационные исследования — даже крупные, общенациональные анализы — не могут установить причины, а могут лишь указать на ассоциации между обстоятельствами ранней жизни и болезнью, в данном случае.
Тем не менее, повышение осведомленности медицинских работников о влиянии травм, полученных в детстве, может изменить жизнь людей к лучшему.
Более чем вероятно, что в исследовании были занижены данные о случаях жестокого обращения в детстве: некоторые участники пропустили те части анкеты, где спрашивалось о жестоком обращении в детстве, возможно, потому, что рассказ об этом опыте был слишком травмирующим.
Также картину омрачает тот факт, что женщины с историей травмы чаще курили или имели избыточный вес — известные факторы риска РС и других аутоиммунных заболеваний, что было учтено в анализе.
Более того, у исследователей не было информации о том, как долго длилась травма, в каком возрасте она началась, и сколько эмоциональной поддержки люди получали в детстве от семьи или друзей.
«Подвергание жестокому обращению как разовый инцидент может иметь разное воздействие по сравнению с повторяющимся жестоким обращением», — пишут исследователи.
Очевидно, что здесь есть много тонких нюансов, но, учитывая растущее глобальное бремя РС и пожизненное воздействие детских травм, результаты исследования, безусловно, требуют дальнейшего изучения связей между ними.
Пока же это отрезвляющее напоминание — к которому мы все должны прислушаться — о том, что предотвращение травматического опыта в раннем возрасте дает детям больше шансов на жизнь.
Исследование было опубликовано в журнале «Journal of Neurology Neurosurgery & Psychiatry».
Оригинал earth-chronicles.ru