Нуку-Хива известен как самый большой остров Французской Полинезии в Тихом океане. Помимо своей истории как крупнейшего из Маркизских островов, он особенно известен каменными памятниками, разбросанными по его ландшафту. Большинство этих каменных памятников было найдено в Темехеа Тохуа, небольшом поселении в пределах Нуку-Хива. Археологи определили, что они относятся к периоду между 11 и 14 веками и, скорее всего, являются изображениями древних божеств Нуку Хива.
Более глубокий взгляд на Нуку-Хива открывает интересную и богатую культурой историю. Сами каменные статуи рассказывают археологам о божествах, которым поклонялись местные жители — а в некоторых районах поклоняются до сих пор. Кроме того, понимание истории взаимоотношений Нуку-Хивы с Францией также помогает пролить свет на культурные изменения, происходившие с течением времени. Хотя за последние несколько сотен лет культура Нуку-Хивы определенно изменилась, существование этих каменных памятников свидетельствует о ее древнем прошлом и о том, как далеко продвинулись жители Нуку-Хивы с момента своего появления на этой территории несколько тысяч лет назад.
Жители Нуку-Хивы часто рассказывают легенду о происхождении Нуку-Хивы. По их словам, бог творения Оно однажды похвастался своей жене, что хочет построить для нее прекрасный дом за один день. Для этого он собрал тонны земли и камня в качестве строительного материала и создал из них Маркизские острова в качестве ее дома. Считается, что каждый из Маркизских островов представляет собой отдельную часть дома, а самый большой остров, Нуку Хива, — крышу дома. Уа Хука, один из островов рядом с Нуку Хива, считается остатками зданий, оставшихся после того, как Оно закончило строительство своего «дома».
По мнению историков, нукухивцы впервые прибыли на остров примерно 2 000 лет назад и происходили из других мест Западной Полинезии, таких как остров Самоа. В древние времена Нуку-Хива считался двумя отдельными провинциями: Те Л’и и Тай Пи. Считается, что в период первоначального заселения на Нуку-Хива проживало около 100 000 человек, что затрудняло нормальное проживание и питание некоторых общин. Рыбалка стала одним из самых распространенных занятий в общине в попытке собрать достаточно пищи, помимо фруктов, чтобы прокормить население. В условиях нехватки продовольствия ходят слухи, что в древние времена на островах мог иметь место каннибализм, но это никогда не было подтверждено историками.
Нуку-Хива существовал в таком виде на протяжении многих веков, хотя за эти годы его посетили несколько человек, в том числе Альваро де Менданья де Нейра (испанский исследователь) в 1595 году и Джеймс Кук (британский мореплаватель и исследователь) в 1774 году, что помогло привлечь внимание к острову. По мере того как знания об острове распространялись по Европе, росла коммерция в виде мореплавания, торговли и китобойного промысла.
Считается, что именно эта растущая деятельность привела к серьезным эпидемиям в 18 и 19 веках, которые уничтожили более 90% населения Нуку-Хивана. После того, как в 1842 году острова перешли во владение Франции и она начала отслеживать эту проблему, в начале 1900-х годов французские врачи пришли на помощь сокращающемуся населению и предоставили местным жителям прививки и доступ к более качественной медицинской помощи, предотвратив полное истощение популяции.
В 1946 году Франция объявила Французскую Полинезию заморской территорией Франции, что позволило ей иметь ассамблею территориального правительства. Эта ассамблея позволила Французской Полинезии избирать представителей как в Национальное собрание, так и в Сенат Франции. Хотя с тех пор не произошло значительных правительственных изменений, Нуку Хива недавно заявила о своем желании стать независимой от Французской Полинезии, оставаясь при этом частью Французской Республики. Лидеры Нуку Хива утверждают, что это связано с тем, что они не хотят потерять отношения с Францией, если Французская Полинезия станет независимой в будущем.
Нуку Хива может похвастаться пышным ландшафтом, наполненным зеленью, песчаным побережьем, заливами и долинами. Каждая сторона острова имеет свой уникальный рельеф, северная известна своими глубокими заливами, а на востоке расположено большинство деревень и лодочных пристаней. Центр острова в основном состоит из плато То’ови’И, прерийного плато, на котором местные жители разводят скот. Водопад Вайпо, популярное место для получения пресной воды для местных жителей, известен как самый высокий водопад в Полинезии за пределами Гавайев и Новой Зеландии — его высота составляет 1 148 футов (350 метров)!
По состоянию на 2017 год население Нуку Хива составляло примерно 3 210 человек. Хотя оно значительно выросло по сравнению с 2007 годом, когда население составляло всего 2 260 человек, это все равно значительно меньше, чем в соседних районах. Историки считают, что такое снижение численности населения, скорее всего, связано с европейскими болезнями, такими как брюшной тиф, которые вызывали болезни и смерть в первоначальных общинах по мере того, как коммерция и туризм становились все более популярными в течение последних нескольких сотен лет. Записи показывают, что европейские эпидемии убили более 90% первоначального населения Нуку Хивана с 1820 года.
Образ жизни современных нуку-хиванцев в значительной степени ориентирован на природные ресурсы и крепкую общину. Их рацион в основном состоит из различных фруктов и овощей, растущих на острове естественным образом, включая хлебное дерево, кокос и таро. Они также имеют доступ к импортным фруктам и овощам, таким как яблоки, сельдерей, виноград и апельсины. Рис является наиболее распространенным зерном, потребляемым на острове, но пшеница также используется для приготовления французского хлеба, такого как багеты, в некоторых местных пекарнях. Мясо доступно, но не так распространено: жители Нуку-Хивы в основном употребляют козлятину и рыбу. Однако в последние годы свинина и говядина стали более популярны, поскольку некоторые местные жители занялись животноводством на плато То’ови’и.
Хотя древние каменные памятники свидетельствуют о том, что древние нуку-хивцы поклонялись множеству божеств, современные нуку-хивцы в основном считают себя христианами. Этот сдвиг в религии, вероятно, связан с европейской колонизацией, а также с миссионерской деятельностью христиан на протяжении последних нескольких столетий. На острове много церквей, самой большой и известной из которых является Собор Богоматери Маркизских островов, расположенный недалеко от столицы Нуку-Хива Тайохаэ.
В 1900-х годах археологи начали исследовать Нуку-Хива, чтобы больше узнать о его древних корнях. В ходе этих исследований и раскопок они обнаружили знаменитые каменные памятники, которые сейчас разбросаны по всему ландшафту Нуку Хива. Открытие этих памятников помогло подтвердить раннее прибытие нукухивцев из Западной Полинезии около 150 года до н.э., а также подтвердить, что основным видом деятельности древних нукухивцев было изготовление керамики и обработка камня.
Древние статуи Нуку-Хивана находятся в удивительно прекрасном состоянии, учитывая, что они, скорее всего, были сделаны примерно в 11 веке. Детали этих статуй все еще хорошо видны, на памятниках почти нет сколов и трещин, что свидетельствует об отличном качестве и мастерстве древних нуку-хиванцев. Они состоят из комбинации красной глины и вулканической породы, которые до сих пор в большом количестве встречаются на острове.
Памятники изображены по-разному, но все они имеют схожие черты: большие головы, огромные глаза, короткие тела и конечности. На некоторых из них высечены традиционные одежды, в то время как на других одежды вообще нет, что, возможно, объясняется различными художественными стилями или выветриванием внешнего каменного слоя с течением времени.
Самый большой древний каменный памятник назван в честь острова. Статуя Нуку Хива высотой 2,5 метра (8,2 фута) изображает одного из этих большеглазых людей. Другие статуи гораздо ниже и иногда встречаются группами. Местный термин для обозначения этих памятников — тиками, и каждый памятник известен тем, что служит разным целям. Одни служат для благословения и исцеления, другие дают мудрость в принятии решений или посредничество в любовных делах. Другие считаются существами защиты, которые помогают защитить остров от захватчиков.
Уфологи, также известные как исследователи НЛО, считают, что эти памятники являются доказательством контакта с инопланетянами на Нуку-Хива из-за их рептилоидного вида и непропорциональных тел. Они даже утверждают, что одежда, вырезанная на статуях, напоминает космические скафандры. Однако историки утверждают, что гораздо более вероятно, что они просто представляют специфический и распространенный в то время художественный стиль. Это подтверждают аналогичные каменные статуи божества, найденные по всему миру в десятках других древних культур с похожими пропорциями (статуи Тики и Моаи — другие примеры подобных статуй). Хотя немногие местные жители все еще поклоняются этим статуям из-за обращения в христианство, те, кто поклоняется, говорят, что они исполнят ваши желания, если вы будете относиться к ним с уважением.
По всей территории Нуку-Хивы продолжаются раскопки, цель которых — помочь историкам узнать больше о богатой древней культуре острова. По мере обнаружения новых памятников складывается более четкая картина происхождения Нуку-Хивы. Кроме того, Нуку-Хива активно поддерживает идею дальнейшего сохранения и защиты находок, сделанных в ходе раскопок, особенно древних каменных божеств, которые были найдены.
В 2021 году Маркизские острова подали заявку на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. ЮНЕСКО, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, известна своей работой по объявлению различных мест по всему миру объектами Всемирного наследия и предоставлению ресурсов для сохранения и защиты важных исторических мест.
Хотя Маркизские острова уже несколько лет ведут переговоры о том, чтобы стать объектом Всемирного наследия, они сталкиваются с противодействием местных жителей и политиков, утверждающих, что полинезийцам не нужна помощь в сохранении их ландшафта. Они также ссылаются на трудности доступа к некоторым частям островов, которые принадлежат полинезийским семьям, не желающим вмешательства государства в их земли. Другие утверждают, что это шаг Франции, направленный на то, чтобы закрепить острова как часть наследия Франции, хотя они существовали задолго до того, как Франция взяла их под свой контроль в 19 веке.
В связи с этим проводятся дополнительные обсуждения, чтобы прийти к окончательному решению о ресурсах, которые могут быть предоставлены региону, если он будет официально выбран в качестве объекта Всемирного наследия. Возможно, ЮНЕСКО решит направить свою помощь в конкретные регионы островов, чтобы помочь в сохранении наследия, уважая при этом выбор местных жителей, отказывающихся от их помощи. Они также могут принять решение сделать отдельные острова, такие как Нуку Хива, объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО, но не другие, хотя это потребует серьезных политических дискуссий.
Как бы то ни было, все стороны согласны с тем, что каменные памятники и другие аспекты культуры Маркизских островов могут и должны быть надежно сохранены и защищены для будущих поколений. Ценность этих ценных, а порой и загадочных памятников культуры слишком велика, чтобы позволить им пропасть.
Оригинал earth-chronicles.ru