Это легко попадает в категорию «заговоров», но это не значит, что это не интересная история.
Нас всех учат, что империи поднимаются и падают, и что каждое новое начало происходит из конца какого-то другого начала. Древняя Греция и Древний Египет не были исключением. Шел 1336 год до нашей эры, и египетский фараон Ахенатен (Эхнатон) только что умер.
Ахенатен был странным фараоном, который потряс многие важнейшие основы культуры Древнего Египта. Во-первых, Ахенатен был монотеистом. Он верил только в Атен, бога солнца, подобного Ра, и этот факт заставляет некоторых ученых спорить о том, является ли он отцом-основателем иудаизма.
Ахенатен также был романтиком, наделив необычным, возвышенным статусом свою жену, знаменитую красавицу Нефертити. У него также мог быть странный синдром или инвалидность, который он передал своим детям… что, возможно, привело к ранней смерти его сына, Тутанхамона или царя Тута.
Одна из самых странных вещей, связанных с Ахенатеном, заключалась в том, что он изменил подход к искусству в те древние времена. Он отказался от жестких правил, которые поддерживали стабильность искусства на протяжении 3000 лет. Изображения стали более натуралистичными, особенно растения, животные и простолюдины. В них появилось ощущение движения и действия.
Королевские особы тоже изображались по-другому. Вместо того чтобы изображать фараона богоподобным, неподвижным и вечным, художники стали создавать его нежные образы. Он изображен играющим со своими дочерьми под лучами Атена и проявляющим нежность к своей жене. Линии, окружающие царя, мягкие и изогнутые. Жесткие прямые черты предыдущих фараонов изгнаны.
Но затем умер Ахенатен, человек, которого считают «первым человеком в истории».
Сначала перемены происходили постепенно, но в конце концов все реформы сошли на нет и вернулись к прежнему, традиционному образу жизни. Время, названное «периодом Амарны», подошло к концу.
Но что случилось с теми художниками, которые только что почувствовали вкус творческой свободы? Возвращение к регламентации означало конец художественного либерализма. Остались ли они в Египте после возвращения к среднему уровню? Или, возможно, они отправились на север, в Средиземноморье?
Примерно в это время мы начинаем наблюдать, например, появление этрусских иероглифов на земле минойцев, догреческой цивилизации.
В конце концов, около 750 года до н.э., мы приходим к «архаическому» раннегреческому искусству.
Этот период характеризуется статуями, которые свободно стоят, фронтальны и массивны. Они носят странную, так называемую архаическую улыбку. Одна нога выставлена вперед, кулаки сжаты. Есть три типа фигур: стоящий обнаженный юноша (kouros), стоящая задрапированная девушка (kore) и сидящая женщина. Все различные типы скульптур подчеркивают и обобщают основные черты человеческой фигуры.
Сейчас эти греческие статуи очень похожи на древнеегипетские.
Конечно, в этой истории о беглых скульпторах, принесших в Древнюю Грецию художественный ренессанс и революцию, есть много дыр. Временные периоды, например, сильно противоречат друг другу. Трудно представить себе, чтобы этот новый художественный подход сохранялся в течение 500 лет. Древнегреческие Куросы также больше похожи на традиционное древнеегипетское искусство, чем на уникальный стиль Ахенатена.
Почему же статуи, похожие на древнеегипетские, стали появляться именно в Древней Греции? Может быть, это просто совпадение?
Мы, к сожалению, не знаем. Есть много других возможных объяснений, например, персидская империя Ахеменидов, которая была основана в 6 веке до нашей эры Киром Великим. Эта огромная империя, которая охватывала около 8 миллионов километров и простиралась на три континента, должна была объединить Египет и северную Грецию, Македонию, под одним зонтом.
Персидская империя Ахеменидов также создала инфраструктуру, такую как сеть дорог, почтовую систему и официальный язык на всей своей территории. Она даже имела бюрократическую администрацию, централизованную под руководством императора, а также большую, профессиональную армию и гражданские службы.
Возможно, знаменитые египетские мемориалы попали по этим вновь обретенным дорогам к зарождающимся берегам Греции. Ведь именно в этот период начинают появляться первые архаические скульптуры.
А может быть, и нет. История — не точная наука. Точки, которые кажутся важными, могут выделяться только задним числом, а связи между ними ослабевают из-за невероятности. Мы знаем только то, что раннегреческое искусство с этого момента становится еще более интересным.
Оригинал earth-chronicles.ru