Где-то на берегу реки Авейрон на юге Франции десятки тысяч лет назад семьи собирались у жаркого костра, чтобы посмотреть, как крошечные существа танцуют среди тени и пламени.
Так мы можем себе представить. Новый взгляд на более чем 50 каменных табличек, найденных в 19 веке на месте раскопок палеолита, недавно вызвал предположения об их использовании: Возможно, это было искусство, которое оживало при свете костра.
Археологи из Йоркского и Даремского университетов в Великобритании проанализировали образцы гравированного речного камня и известняка, чтобы лучше рассмотреть их вытравленные узоры и следы нагрева, чтобы выяснить, для какой именно цели они могли служить.
Исходя из сложного характера рисунков и признаков обесцвечивания, вызванного повышенной температурой, исследователи предполагают, что они могли быть намеренно помещены прямо рядом с горячим пламенем, возможно, для создания какого-то анимационного эффекта.
«Ранее предполагалось, что тепловые повреждения, видимые на некоторых плакетках, скорее всего, были вызваны случайностью, но эксперименты с копиями плакеток показали, что повреждения больше соответствуют тому, что они были намеренно размещены вблизи огня», — говорит ведущий автор исследования Энди Нидхэм из Университета Йорка.
Люди намеренно рисовали и процарапывали те или иные линии на поверхностях в течение десятков тысяч, если не сотен тысяч лет.
Учитывая то, какими художественными существами мы являемся сегодня, удивительно трудно с уверенностью сказать, что именно побудило нас изобразить наш мир в виде картинок. Это было сделано для общения? Для развлечения? Или это была более возвышенная, более духовная цель?
Бесчисленные маленькие плоские камни, найденные по всей Европе более 10 000 лет назад, представляют собой еще большую загадку. Контекст некоторых украшенных блоков подразумевает практическое использование, например, в качестве напольного покрытия, светильников или камней для очагов.
Но другие, такие как абстрактные формы, человеческие фигуры, животные и геологические мотивы, обнаруженные на нескольких камнях, найденных на раскопках вблизи французского города Монтастрюк, не имеют очевидного применения.
Из 76 гравировок животных, которые исследователи обнаружили на 54 плакетках, заимствованных из Британского музея, 40 изображали лошадей, семь — северных оленей, а шесть — благородных оленей. Среди других были птицы, волки и даже человекоподобные фигуры. Большинство из них были изображены в натуралистической позе, при этом уделялось внимание точности анатомии.
Выше: Камни с изображением лошади (вверху) и бизона, на которых видны следы воздействия огня (справа).
Линии и изъяны на многих камнях были включены в саму сцену — у одной лошади, например, нога, кажется, огибает трещину в камне. Но больше всего интригуют животные, которые странным образом сложены друг на друга, накладываясь друг на друга.
Учитывая примеры разбитых табличек из других мест, которые были обновлены и заново выгравированы, поначалу кажется странным наложение животных друг на друга, слияние тел и общих конечностей.
До тех пор, пока эти сцены не воспринимаются не как подлинные изображения натюрморта, а как нечто более динамичное, что можно оценить в присутствии движущегося пламени, а не в суровом свете дня.
Это предположение не лишено прецедента. Исследователь палеолита и кинорежиссер Марк Азема десять лет назад высказал подобное предположение, основываясь на аналогично загроможденных сценах животных на стенах пещер.
Чтобы проверить свое предложение, исследователи сделали 3D-модели камней и использовали программное обеспечение виртуальной реальности, чтобы увидеть изображения так, как они могли быть видны десятки тысяч лет назад — расположенными близко к краю костра.
Подсвеченные колеблющимся светом костра, особенности каменных поверхностей размывались, подчеркивая их естественные линии и художественные царапины, благодаря чему изображения казались менее статичными.
Хотя такие движения далеки от реалистичности, они все равно вызвали бы в нашем сознании чувство благоговения и связи.
«Создание произведений искусства при свете костра было бы очень висцеральным опытом, активизирующим различные части человеческого мозга», — говорит Нидхэм.
«Мы знаем, что мерцающие тени и свет усиливают нашу эволюционную способность видеть формы и лица в неодушевленных предметах, и это может помочь объяснить, почему часто встречаются проекты досок, в которых используются или интегрируются природные особенности скалы для рисования животных или художественных форм».
Сознательно ли наши предки приняли форму искусства, которую мы можем охарактеризовать только как кинематографическую, или украсили свои камни очага динамичными изображениями чисто случайно, так или иначе, сказать невозможно.
Учитывая нашу склонность к самовыражению через всевозможные средства массовой информации и технологии, нетрудно представить, что художники давних времен нашли способ оживить свои рисунки среди хаоса вечернего костра.
Данное исследование было опубликовано в журнале PLOS One.
Оригинал earth-chronicles.ru