Наши первые предки, вероятно, создавали сложные произведения искусства при свете костра, показало исследование 50 гравированных камней, найденных во Франции.
Камни были украшены художественными рисунками около 15 000 лет назад, на них имеются следы теплового воздействия, что позволяет предположить, что они были вырезаны вблизи мерцающего света костра, говорится в новом исследовании.
Исследователи из университетов Йорка и Дарема изучили коллекцию гравированных камней, известных как плакетки, которые сейчас хранятся в Британском музее. Вероятно, они были сделаны с помощью каменных орудий магдаленскими людьми — ранней культурой охотников-собирателей, возникшей 23 000-14 000 лет назад.
Исследователи обнаружили на краях некоторых камней розовые тепловые повреждения, что свидетельствует о том, что они находились в непосредственной близости от костра.
После своего открытия исследователи провели эксперимент по воспроизведению самих камней и использовали 3D-модели и программное обеспечение виртуальной реальности, чтобы воссоздать таблички в том виде, в каком их видели доисторические художники: при свете костра и со свежими белыми линиями, которые граверы делали, когда впервые вырезали на камне тысячи лет назад.
Ведущий автор исследования, доктор Энди Нидхэм с кафедры археологии Йоркского университета и содиректор Йоркского исследовательского центра экспериментальной археологии сказал: «Ранее предполагалось, что тепловые повреждения, видимые на некоторых плакетках, скорее всего, были вызваны случайностью, но эксперименты с копиями плакеток показали, что повреждения больше соответствуют тому, что они были целенаправленно расположены вблизи костра».
«В наше время мы можем думать, что искусство создается на чистом холсте при дневном свете или при фиксированном источнике света, но теперь мы знаем, что люди 15 000 лет назад создавали искусство у костра ночью, с мерцающими формами и тенями».
Работа в таких условиях могла оказать драматическое воздействие на то, как доисторические люди воспринимали создание искусства, говорят исследователи. Возможно, это активировало эволюционную способность, предназначенную для защиты от хищников, под названием «парейдолия», когда восприятие навязывает осмысленную интерпретацию, например, форму животного, лица или узора там, где его нет.
Доктор Нидхэм добавил: «Создание произведений искусства при свете костра было бы очень ярким ощущением, активирующим различные участки человеческого мозга. Мы знаем, что мерцающие тени и свет усиливают нашу эволюционную способность видеть формы и лица в неодушевленных предметах, и это может помочь объяснить, почему часто встречаются рисунки на плакетках, в которых использованы или интегрированы природные особенности скалы для рисования животных или художественных форм».
В Магдаленскую эпоху наблюдался расцвет раннего искусства, от пещерного искусства и украшения инструментов и оружия до гравировки на камнях и костях.
Соавтор исследования, аспирант Иззи Уишер с кафедры археологии Даремского университета, сказала: «В Магдаленский период условия были очень холодными, а ландшафт — более открытым. Хотя люди были хорошо приспособлены к холоду, носили теплую одежду из шкур и меха животных, огонь по-прежнему был очень важен для сохранения тепла. Наши результаты подтверждают теорию о том, что теплое свечение костра делало его центром общины для социальных собраний, рассказывания историй и создания произведений искусства.
«В то время, когда огромное количество времени и усилий уходило на поиск пищи, воды и жилья, очень интересно думать, что люди все еще находили время и возможности для создания произведений искусства. Это показывает, как на протяжении тысячелетий эти занятия были частью того, что делает нас людьми, и демонстрирует когнитивную сложность доисторических людей».
Оригинал earth-chronicles.ru