Древний город Ниппур — один из самых интересных священных городов на Ближнем Востоке. Сейчас Ниппур известен только как полуразрушенный доисторический город, а когда-то он был признан важнейшей религиозной столицей месопотамской культуры. Расположенный на юге Ирака между городами Багдад и Басра, Ниппур имел очень долгую жизнь по сравнению с окружающими городами, просуществовав почти с 5000 года до нашей эры до 800 года нашей эры.
В период своего расцвета Ниппур не был известен как политическая столица. На самом деле, во времена своего существования он вообще редко занимался политикой. Вместо этого Ниппур был известен как священный город, как дом Энлиля, древнего месопотамского бога, известного своей властью над воздухом, ветром, землей и бурями. Поскольку Ниппур считался священным местом, считается, что это способствовало его долголетию — даже во время войны уважение к святым местам и страх перед гневом богов поддерживались обеими сторонами, что защищало город от серьезных разрушений.
Хотя Ниппур не был конкретно политической столицей, он все же играл важную роль в месопотамской политике благодаря своему статусу священного города и дома Энлиля и других богов. Цари местных городов часто добивались признания храма Энлиля, называемого Экур, в обмен на предоставление жителям Ниппура земли, драгоценных камней и других товаров. Они также предоставляли людей для строительства и восстановления храмов и других важных зданий по всему городу ради благосклонности богов. Даже после войн первым шагом царя часто становилось принесение добытых на войне товаров в жертву Энлилю и другим богам в благодарность за защиту. Эти щедрые пожертвования со временем внесли значительный вклад в богатство и успех Ниппура.
Культура Месопотамии, история Энлиля и окончательное падение Ниппура — все это важнейшие части увлекательной истории этого древнего священного города. Анализируя прошлое, мы можем лучше понять, какие шаги мы должны предпринять в будущем, чтобы уважать и сохранять это ценное место.
Ниппур был одним из домов древних шумеров, народа, расположенного в южной Месопотамии. Южный регион Месопотамии назывался Шумер и состоял из нескольких городов-государств, таких как Ниппур, у каждого из которых был свой царь. Название Шумер фактически переводится как «земля цивилизованных царей», поскольку политика была важной частью шумерской культуры.
Шумеры были известны своими инновациями и способностью разрабатывать и создавать новые предметы или концепции. В частности, они известны тем, что придали значение дням, часам и минутам, разделив день и ночь на 12 часов, час на 60 минут, а минуту на 60 секунд. Они также разработали одни из первых в истории школьных и правительственных зданий, некоторые из их невероятных архитектурных сооружений сохранились до наших дней. В дополнение к их инновациям, оригинальное повествование о библейском потопе пришло из этого региона. Шумер был высокоразвитой цивилизацией, и Ниппур был ее неотъемлемой частью.
Религия была центральным аспектом всей шумерской и месопотамской цивилизации. Религия влияла на политические решения, государственных лидеров, школьные программы и всю социальную структуру. Шумеры верили, что боги превратили хаос в порядок, создав Землю, и что для продолжения жизни на Земле они должны работать вместе с богами, чтобы поддерживать этот порядок. Несмотря на то, что большое внимание уделялось индивидуальным талантам и навыкам, которые могли быть использованы для помощи богам, шумеры имели сильное чувство общности, объединяясь в общину, чтобы служить богам в обмен на свое существование.
Энлиль — главное божество у шумеров, которому в первую очередь поклонялись в городе Ниппур. Энлиль известен своей связью с воздухом, ветром, землей и бурями, а также местом поклонения в центре Ниппура. Те, кто хотел поклониться Энлилю, посещали храм Экур, что переводится как «дом на горе». Этот храм был известен как собрание богов в Ниппуре и являлся самым священным и почитаемым зданием во всем древнем Шумере. Считалось, что Энлиль построил этот храм для себя как связующее звено между Небом и Землей.
Древние шумерские мифы гласят, что Энлиль был настолько свят, что даже другие боги не могли смотреть прямо на него. Шумеры, поклонявшиеся Энлилю, также считали его ответственным за развитие Земли. Первый бог, Намму, создал Небо (Ан) и Землю (Ки), которые спарились друг с другом, чтобы создать Энлиля. Энлиль разделил своих создателей, Ан и Ки (Небо и Землю), чтобы люди могли там выжить. Люди были созданы в результате спаривания Энлиля и Ки (Земли, его матери), как и все остальные формы жизни на Земле.
В других мифологиях Энлиль является предполагаемым отцом многих других богов на Земле. Считается, что бог луны Нанна, бог смерти Нергал, бог воинов Ниназу и бог рек Энбилулу являются его потомками. В одной из версий шумерской истории о потопе бог Энки помогает человеку Зиусудре выжить, и тот становится единственным выжившим после потопа. Энлиль, впечатленный этим, даровал Зиусудре бессмертие в качестве подарка за его ум и силу. Эта версия истории была записана на древней шумерской табличке, но история не является полной, а причина потопа неясна из-за повреждения таблички со временем.
Другой миф о Великом потопе гласит, что Энлиль сам вызвал его. Считается, что Энлиль устал от того, что шум людей мешал ему спать, поэтому он решил уничтожить людей, так как они были перенаселены. В этой истории семья человека по имени Утнапиштим предупреждена о надвигающемся потопе, и бог Эа велел ей построить лодку, чтобы выжить. Когда Энлиль узнает, что Утнапиштим и его семья пережили потоп, он приходит в ярость. Однако его сын Нинурта спасает свою семью, убеждая Энлиля оставить их в живых до тех пор, пока Земля не станет снова перенаселенной. Энлиль идет на компромисс, создавая хищников, голод и болезни, чтобы держать население в узде, и дарует Утнапиштиму бессмертие за его верность.
Шумеры все свое существование посвятили поклонению богам и тому, чтобы боги были довольны их работой. В рамках этого поклонения они часто создавали статуи Энлиля, а также других богов, поскольку верили, что статуя бога становится его физическим воплощением. Затем эти статуи стали регулярной частью ритуалов поклонения, между которыми шумеры постоянно ухаживали за статуями, обеспечивая их уборку, еду и другую человеческую заботу.
Энлиль часто описывался как заботливое, отеческое божество, которое заботится о своем народе. Цари в соседних городах-государствах использовали Энлиля как личное влияние и стремились управлять подобно тому, как Энлиль управлял человечеством. На самом деле, Энлиля считали настолько высоко, что Ниппур был единственным городом-государством в Шумере, в котором никогда не строился дворец. Они считали, что дворец отвлечет внимание от Энлиля, и хотели, чтобы его храм считался самым важным зданием в городе.
Даже после захвата Шумера вавилонянами под властью Хаммурапи в 17 веке до н.э. храм Энлиля все еще использовался. Хотя он терял популярность на протяжении многих лет, но время от времени привлекал к себе внимание, например, в 7 веке до н.э., когда древние вавилоняне начали верить, что Энлиль наделил силой их собственного бога Мардука. Это поклонение продолжалось примерно до I века до н.э., когда цивилизация значительно сократилась и поклонение как Энлилю, так и Мардуку прекратилось.
Ниппур пережил много сезонов как упадка, так и возрождения. Временами, когда казалось, что для Ниппура потеряна всякая надежда, соседний царь мог послать рабочих для восстановления части храма или пристройки к нему. Об этом свидетельствуют сохранившиеся артефакты и архитектура региона, так как на некоторых сохранившихся кирпичах видны символы различных правлений. Династия Ура, при правлении Ур-Намму, в частности, помогла отстроить Ниппур, восстановив городские стены, святилища и даже каналы.
Во времена правления Хаммурапи храм Энлиля оставался в основном заброшенным. Вавилоняне сделали Вавилон новым религиозным центром региона и приписали истории Энлиля Мардуку. Примерно в VII веке до н.э. Экуру было уделено больше внимания, когда некоторые вавилоняне снова начали поклоняться Энлилю и решили превратить Экур в крепость. Вокруг храма были построены гигантские стены для его защиты, и он хорошо сохранялся примерно до 250 года нашей эры. В это время регион захватили Сасаниды и оставили его приходить в упадок.
Ниппур оставался обитаемым в течение следующих нескольких сотен лет. Ранние мусульманские географы отмечали этот регион, хотя их упоминания о Ниппуре сократились примерно после 800 года н.э., что указывает на то, что город, вероятно, становился менее обитаемым в это время. Хотя он все еще иногда использовался в религиозных целях, город был полностью заброшен к 13 веку нашей эры. Даже после его разрушения многие местные города по-прежнему признавали руины священным местом, которое когда-то было наполнено великолепием.
Хотя в настоящее время Ниппур представляет собой древние руины, все же интересно увидеть некоторые из сохранившихся зданий. В частности, храм Энлиля, Экур, все еще стоит, и его могут увидеть те, кто его посещает. С середины 1900-х годов археологи более 19 раз проводили раскопки на этом месте, в результате которых было сделано множество интереснейших открытий.
По состоянию на февраль 2017 года Ниппур был включен в «предварительный» список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в категории «культурные». Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры — это агентство ООН, которое стремится защитить важные исторические достопримечательности от разрушения в категориях культурных, исторических, научных, природных или смешанных. Они также стремятся просвещать людей об этих объектах, чтобы другие могли увидеть значение этих мест в нашей истории и в нашем мире.
Если Ниппур станет объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, ему могут быть предоставлены ресурсы, которые помогут сохранить оставшиеся стены и здания города. Это также позволит предотвратить дальнейший ущерб объекту, ограничив доступ животных, людей и правительственных халатов. Это может стать прекрасной возможностью защитить Ниппур от дальнейшего разрушения и уменьшить упадок этих древних зданий.
На данный момент в Ниппуре уже запланированы дальнейшие раскопки, чтобы больше узнать о месопотамской культуре, особенно в области медицины и технологий. Кроме того, многие археологи работают над реконструкцией некоторых существующих зданий в Ниппуре, чтобы предотвратить разрушение еще до получения разрешения ЮНЕСКО. Если приложить немного усилий, то в будущем Ниппур может стать свидетелем еще одной реставрации.
Оригинал earth-chronicles.ru