Согласно результатам недавнего исследования, некоторым людям с СДВГ, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, лучше поставить диагноз «дезадаптивная дневная мечтательность».
Дневная мечтательность — это нормальное явление, когда разум погружается в воображаемую среду. Для большинства это веселое, короткое отвлечение от реального мира, но для других дневная мечтательность может стать чрезмерной, продолжаясь даже несколько часов подряд.
Фактически, некоторые люди могут проводить до половины своего бодрствования в собственном внутреннем мире, что, как вы можете себе представить, затрудняет участие в повседневной жизни.
Дезадаптивная дневная мечтательность (МД) в настоящее время не рассматривается как самостоятельное психическое расстройство; вместо этого ее характерное влияние на внимание означает, что ее обычно объединяют как симптом таких расстройств, как СДВГ.
Согласно исследованиям, среди людей, страдающих СДВГ, около 77 процентов также имеют диагноз СДВГ. Но то, что эти состояния пересекаются, не означает, что это одно и то же. Психологи недавно обнаружили доказательства того, что MD на самом деле является отдельным расстройством.
СДВГ обычно характеризуется «нарушенной системой внимания», что может привести к периодам гиперфокусировки и кажущейся невнимательности. Дезадаптивная дневная мечтательность, с другой стороны, больше похожа на поведенческую зависимость, втягивая разум в сложные и яркие состояния воображения.
Среди небольшой группы из 83 человек с СДВГ исследователи обнаружили, что чуть более 20 процентов также соответствуют критериям СДВГ; это намного меньше, чем процент людей с СДВГ, которые также соответствуют критериям СДВГ.
Это говорит о том, что эти два расстройства действительно отличаются друг от друга.
«Если бы мы обнаружили симметрично высокие показатели МД среди взрослых с СДВГ, было бы справедливо утверждать, что новая концепция МД является излишней, поскольку она почти эквивалентна уже существующему диагнозу СДВГ», — объясняют авторы.
«Однако асимметрия, обнаруженная в этом исследовании, согласуется с нашим теоретическим утверждением, что МД — это независимое психическое явление, которое часто создает дефицит внимания как побочный эффект».
Необходимы дальнейшие исследования, чтобы поддержать идею МД как отдельного психического расстройства, но данные этого небольшого исследования свидетельствуют о том, что МД существенно отличается от типичного СДВГ.
В анкетах участники, отвечающие критериям дезадаптивной дневной мечтательности, говорили, что им трудно уделять все свое внимание задаче до ее завершения, но не так, как это описывается маркерами СДВГ.
Вместо этого участники сказали, что они сами направляют свои дневные мечты, погружаясь в яркие и причудливые ситуации, которые мешают сосредоточиться на внешних задачах.
Потеря внимания, казалось, была вторичной по отношению к их тяге к дневным мечтам.
«Мы считаем, что диагноз СДВГ неадекватно описывает проблему в таких случаях», — заключают авторы.
В пользу этой гипотезы говорит и тот факт, что участники, отвечавшие критериям как МД, так и СДВГ, отмечали значительно более высокий уровень психологического дистресса, чем те, кто отвечал только критериям СДВГ.
По мнению авторов, это говорит о том, что чрезмерная мечтательность может быть связана с желанием убежать от депрессивных мыслей, низкой самооценки или одиночества.
Этот вывод важен, потому что если MD и СДВГ имеют разные механизмы, то возможно, что они не реагируют на одни и те же вмешательства.
«Если ваш СДВГ связан с общим блужданием ума с постоянно меняющимися отвлекающими факторами (что характерно для типичного СДВГ), вам может потребоваться другое лечение, чем если вы обнаружите у себя компульсивное влечение к развернутым, повествовательным, ярким и высокоэмоциональным фантазиям (характерным для МД)», — объяснила PsyPost психолог Нирит Соффер-Дудек.
«Если это последнее, мы советуем обратиться за психологической помощью и познакомить врача с концепцией МД, которая активно изучалась в последние годы, но до сих пор остается малоизвестной».
Без правильного понимания MD даже неясно, сколько людей могут страдать этим расстройством.
Похоже, что во время блокировки COVID-19 расстройство МД стало более серьезной проблемой, что добавляет весомости идее о том, что дневные грезы — это способ нашего разума справиться с травмой, а не просто потворство блуждающим мыслям.
Исследование было опубликовано в Journal of Clinical Psychology.
Оригинал earth-chronicles.ru