В 2012 году по тревоге граждан мексиканская полиция обнаружила пещеру на границе с Гватемалой, где их глазам предстала ужасающая сцена пещерного жертвоприношения. Около 150 черепов и других человеческих скелетных останков были свалены в пещере в муниципалитете Фронтера Комалапа на юге штата Чьяпас.
Теперь, после десятилетнего химического анализа и исследования останков, собранных с места пещерного жертвоприношения в Чиапасе в сотрудничестве с Национальным институтом антропологии и истории (INAH), это привело к радикальному пересмотру первоначальной полицейской теории. В недавнем пресс-релизе INAH сообщается, что расследование показало, что останки пещерного жертвоприношения на самом деле были доиспанскими. Предположительно, они относятся к раннему постклассическому периоду (900-1200 гг. н.э..
На первоначальные подозрения мексиканской полиции о том, что черепа были частью недавнего массового убийства, повлиял тот факт, что на черепах не было характерных признаков, присущих большинству доиспанских человеческих жертвоприношений в Мексике, когда черепа перфорировали с обеих сторон, чтобы установить их на стеллаже.
Однако эксперты, исследовавшие черепа пещерных жертв и то, что было найдено вокруг них, пришли к выводу, что жертвы были ритуально обезглавлены. В пресс-релизе INAH говорится, что ученые считают, что эти черепа относятся к тысячелетнему погребальному контексту, и что в пещере Комалапа действительно существовал жертвенный алтарь или tzompantli, своего рода стеллаж для выставления трофеев. В рассказах испанских конкистадоров 1520-х годов упоминается, что они видели такие tzompantli.
Физический антрополог Хавьер Монтес де Пас, исследователь из Центра INAH в Чьяпасе, сказал в пресс-релизе INAH, что существует несколько факторов, подтверждающих эту гипотезу. Во-первых, хотя вместе с черепами были найдены некоторые бедренные, берцовые и лучевые кости, до сих пор не было обнаружено ни одного полного скелета. Это дает основания предполагать, что речь идет о ритуальном обезглавливании. «У нас до сих пор нет точного подсчета их количества, поскольку некоторые из них очень фрагментированы, но пока мы можем говорить примерно о 150 черепах».
Ученые также указывают на запись Генеральной прокуратуры штата Чьяпас от 2012 года, в которой упоминаются следы выровненных деревянных палок. Черепа жертв человеческих жертвоприношений в культурах ацтеков и других коренных народов обычно нанизывались на деревянные палки с помощью отверстий, вбитых в височные и теменные кости. Однако эксперты считают, что черепа из пещеры могли покоиться на столбах, что объясняет отсутствие отверстий. «Многие из этих конструкций были сделаны из дерева — материала, который со временем исчез и мог обрушить все черепа», — заявил Монтес де Пас в пресс-релизе INAH.
В INAH заявили, что черепа принадлежат в основном женщинам, хотя и не прокомментировали, почему это так. «Мы распознали скелетные останки трех младенцев, но большинство костей принадлежат взрослым, и до сих пор их больше от женщин, чем от мужчин».
Интересно, что почти все черепа были беззубыми. Хотя экспертам еще предстоит установить, были ли зубы удалены при жизни или посмертно, подобные прецеденты уже были зафиксированы в регионе Чьяпас. В 1980-х годах 124 беззубых черепа, найденных в пещере в муниципалитете Ла Тринитария, были исследованы INAH. В 1993 году мексиканские и французские исследователи обнаружили пять черепов, помещенных в деревянную решетку в другой пещере в муниципалитете Окосокоутла. У них также отсутствовали зубы.
Монтес де Пас призвал людей уважать археологическое наследие и немедленно предупреждать местные власти или INAH, если они натыкаются на места, свидетельствующие о далеком прошлом. Неконтролируемое посещение местными жителями может повлиять на археологическое наследие, иногда необратимо. «Призыв заключается в том, чтобы люди, обнаружив археологический контекст, избегали вмешательства и напрямую уведомляли местные власти или INAH», — сказал он в пресс-релизе INAH.
INAH намерена продолжить исследование места жертвоприношения в пещере Комалапа. Возможно, будут найдены некоторые ключи к разгадке загадки беззубых черепов. Возможно, будут найдены ответы на загадку, почему в жертву приносилось больше женщин, чем мужчин.
Было ли это отражением властных отношений в доиспанском обществе Чиапаса? Или человеческие жертвоприношения женщин были более священными, чем мужчин?
Оригинал earth-chronicles.ru