Открытое море столь же таинственно, сколь и обширно. Здесь история пестрит теми, кто исчез или был поглощен этим водным пространством, чтобы никогда больше о нем не слышать, или ушел в его воды, чтобы никогда не вернуться. Это огромное царство океанских волн хранит секреты и тайны, которые оно держит близко, его глубины сопротивляются нашим попыткам проникнуть в них.
В анналах современных морских тайн лишь немногие вызывают столько размышлений и обсуждений, как одна скромная лодка друзей, которая отчалила от берегов Гавайев только для того, чтобы отправиться в неизвестные места, бесследно исчезнуть, а затем вновь появиться, принеся с собой больше вопросов, чем ответов.
11 февраля 1979 года пятеро друзей, работавших вместе на стройке на гавайском острове Мауи, в солнечный день усердно строили дом. Один из них, 27-летний Скотт Морман, был привезен на Гавайи как часть мечты всей своей жизни — жить там, которую он наконец осуществил после развода с женой в 1975 году, что побудило его наконец сделать то, чего он всегда хотел, и начать жизнь заново в причудливом городке Нахику.
Остальные четверо мужчин были плиточник Бенджамин Калам, 38 лет, сантехник Питер Ханчетт, 31 год, плотник Патрик Уосснер, 26 лет, и Ральф Малаякини, 27 лет, который занимался грузоперевозками. В этот день погода была как нельзя лучше. Небо было голубым, а поверхность близлежащего океана — спокойной, как стекло.
Погода была настолько хорошей, а море таким манящим, что мужчины, все опытные и заядлые рыбаки, пошутили, что им стоит взять выходной и отправиться на рыбалку. Шутка превратилась в реальность, когда Ральф Малаякини предложил им поехать к дому его брата-близнеца и одолжить его лодку, чтобы действительно сделать это и порыбачить.
Пятеро друзей проехали 7 миль до залива Хана и взяли у брата Ральфа 17-футовый Boston Whaler, Sarah Joe, которому в итоге понадобились новые свечи зажигания для 85-сильного двигателя, но в остальном он был в отличном мореходном состоянии.
Группа также загрузила закуски и напитки, а также огромный холодильник, наполненный льдом, для любой рыбы, которую они могли поймать. В это время все друзья смеялись, веселились и предвкушали прекрасный день на воде. В 10 утра мужчины вышли в залив под голубым небом и при спокойной воде, группа друзей отправилась на великолепную рыбалку. Это был последний раз, когда кто-либо видел кого-либо из них живым, и он ознаменовал начало одной из самых долговечных современных загадок моря.
Хотя погода была идеальной, когда группа отплывала, к сожалению, никто не удосужился проверить прогноз погоды на острове. В то время это было довольно типичным поведением в этом районе, поскольку на Хане не было телевизионных станций, а большинство радиопрогнозов в любом случае касалось другой, более населенной части острова, и поэтому многие рыбаки обычно просто выходили в море без проверки, уверенные в своей способности определить погоду на глаз.
В данном случае это оказалось ужасной ошибкой. В тот день в регион пробралась система низкого давления, и к полудню ветер резко сменил направление и набрал пугающую скорость, пока порывы штормовой силы не подняли в воздух пену с моря, а также не хлынули проливные дожди. Шторм стал настолько сильным и вызвал такие сильные наводнения и разрушения в городе Хана, что вскоре его признали самым сильным за последние 50 лет.
Где-то в этом потоке хлещущего дождя и воющего ветра находилась яхта «Сара Джо», и хотя некоторые из больших рыбацких лодок на воде благополучно вернулись на берег, бушующие волны, некоторые из которых, по сообщениям, достигали 40 футов в высоту, были слишком свирепыми для 17-футового судна, и прогноз был неблагоприятным.
В течение нескольких часов обеспокоенные члены семьи, включая отца Питера, Джона Ханчетта-старшего, и брата-близнеца Ральфа, Роберта, начали звонить в береговую охрану, чтобы сообщить о пропаже «Сары Джо». Тем временем Джон, Роберт и несколько местных мужчин отправились на поиски пропавшего судна, чтобы осмотреть береговую линию. Их встретили самые свирепые волны и ужасная погода, которую они когда-либо видели, а видимость была практически нулевой.
Когда они расспросили жителей близлежащих домов, выяснилось, что никто не видел никаких следов пропавшего судна или его экипажа. На следующий день береговая охрана начала поисковую операцию, которая быстро переросла в масштабную операцию с использованием почти 50 самолетов, вертолетов и катеров, которые в течение следующих 5 дней обследовали более 73 000 квадратных миль океана.
Поисковые работы затруднялись лишь смутным представлением о том, где именно рыбачили мужчины, а также известными сильными течениями в районе канала Аленуихаха, что означало, что каждый день уменьшал шансы найти «Сару Джо» по мере того, как она удалялась все дальше. Кроме того, ветер был сильным, а видимость — минимальной. Один из участников поисков из береговой охраны сказал, что лодка могла находиться в 50 футах перед ними, и они бы не узнали о ее присутствии.
Центр океанических систем ВМС в Сан-Диего даже взял несколько самонаводящихся голубей, специально обученных распознавать международный оранжевый или красный цвет, единственных в своем роде, но эти планы сорвались, когда самолет, доставивший их в этот район, был вынужден совершить вынужденную посадку из-за плохой погоды, и птицы были потеряны.
После 5 дней неустанных поисков пропавшего судна не было найдено ни единого следа, и было решено, что «Сара Джо» затонула во время шторма.
Даже когда официальные поиски были отменены, друзья, члены семьи и местные жители отказывались сдаваться. Добровольцы, а также коммерческие самолеты и лодки, нанятые в рамках кампании по финансированию, тщательно обследовали пляжи, отдаленные воды южного побережья Мауи и побережье Хамакуа на Большом острове, но после недели поисков не удалось обнаружить никаких следов обломков или признаков «Сары Джо».
Казалось, что океан просто поглотил судно без следа. Один из поисковиков, участвовавших в этих добровольных поисках, объяснил, что заставляло всех не сдаваться перед лицом этих мрачных шансов и все возрастающей безнадежности:
«Это были молодые, сильные, здоровые парни. Они были опытными рыбаками и хорошими пловцами. Все они были способны и могли положиться друг на друга. Если бы кто-то нашел обломки, мы бы согласились, что они не пережили шторм, но ничего не было найдено — ничего.»
В конце концов, не найдя ни одного доказательства того, что случилось с пропавшей «Сарой Джо», все были вынуждены смириться с тем, что обречены никогда не узнать, что стало с судном, и провести поминальные службы в память о пропавших мужчинах.
Семьи продолжали жить своей жизнью, не имея никаких реальных сведений, но вынужденные предполагать худшее. Что касается всего мира, то экипаж «Сары Джо» уплыл в небытие. Так все и оставалось в течение следующего десятилетия, пока случайное открытие одновременно не пролило свет на это дело и не погрузило его в пучину странностей.
10 сентября 1988 года биолог из Национальной службы морского рыболовства по имени Джон Нотон, который, кстати, также принимал участие в первоначальных поисках за десять лет до этого, находился в совершенно не связанной с дикой природой экспедиции за 3000 миль от Маршалловых островов, когда он сделал странное и леденящее душу открытие.
Выполняя полевую работу по осмотру гнезд морских черепах и птиц на отдаленном необитаемом клочке суши в атолле Таонги, он наткнулся на обветренную, потрепанную старую стеклопластиковую лодку, уныло лежащую на песке. При ближайшем рассмотрении оказалось, что на ней были регистрационные номера гавайского судна, что было странно, поскольку это место находилось неподалеку от Гавайских островов.
Вскоре, после раскопки песка, стало ясно, что это остатки пропавшего судна «Сара Джо». Это была, конечно, поразительная находка, но на месте лодки не было никаких других улик, ни тел, ни одежды, ни каких-либо записей, и Нотон вместе со своими четырьмя коллегами, которые были с ним в то время, решил более тщательно обыскать местность.
Примерно в 100 ярдах от места кораблекрушения они обнаружили простой самодельный деревянный крест, воткнутый в неглубокую могилу в виде кирхи из разбросанных сплющенных коралловых черепиц, на вершине которой торчала жуткого вида кость нижней челюсти человека. Когда часть кораллов была удалена, обнаружилось несколько странных листов бумаги без надписей, которые, похоже, были слегка обожжены и перемежались с кусочками, похоже, фольги.
Об этой странной стопке бумаг Нотон сказал так: «Это была пачка бумаги, и я бы сказал — книга, только она не была переплетена. Наверное, три дюйма на три дюйма и, возможно, 3/4 дюйма толщиной. Но между каждым из этих листов бумаги был очень маленький квадратный кусочек фольги. Мы не смогли определить, кто поместил его туда или для какой цели он служит»
Помимо этих странных листов бумаги и фольги, в кирхе были видны и другие человеческие кости, но, не желая нарушать ритуальное захоронение или осквернять могилу, команда решила не копать дальше. Когда челюстная кость была отправлена на экспертизу, она была идентифицирована как челюсть одного из членов экипажа «Сары Джо», Скотта Мурмана.
Останков других четырех человек, находившихся на борту, на крошечном острове не было обнаружено, как и каких-либо других свидетельств того, что могло с ними произойти. По сей день остается загадкой, что случилось с этими людьми.
Позднее экспедиции на остров, отчаянно искавшие улики, обнаружили, что подвесной двигатель яхты «Сара Джо» застрял в обнажении подводного коралла, а на песчаном дне были найдены еще несколько костей, которые также оказались костями Скотта Мурмана.
Исчезновение и последующее обнаружение «Сары Джо» за тысячи миль от атолла ставит множество вопросов, ответы на которые до сих пор не найдены. Один из них — как «Саре Джо» вообще удалось пережить бушующий шторм, а затем проплыть весь путь до Маршалловых островов. Хотя эксперты согласны с тем, что лодка могла причалить сюда в течение 3 месяцев, всего за 6 лет до обнаружения лодки было проведено тщательное правительственное обследование острова, которое не выявило никаких признаков затонувшей лодки или могилы.
Это означает, что лодка должна была плавать в океане по крайней мере более четырех лет, прежде чем попасть на остров, так где же она была все это время и почему никто не видел никаких следов?
Кроме того, вход в лагуну, где была найдена лодка, очень узкий, и кажется маловероятным, что она могла просто бесцельно дрейфовать туда и мягко опуститься на песок, не будучи предварительно разорванной на куски камнями.
Остаются вопросы о том, что случилось с остальными четырьмя мужчинами, находившимися в лодке, были ли они живы, когда добрались до атолла, и кто похоронил тело Скотта Мурмана, почему его челюстная кость была помещена в могилу и каково значение таинственных листов бумаги.
Хотя ни один из этих вопросов так и не получил удовлетворительного ответа, одна из самых популярных теорий гласит, что китайское рыболовецкое судно обнаружило дрейфующую в море лодку вместе с телом Мурмана, который, возможно, привязал себя к судну, чтобы его не выбросило во время шторма. Затем рыбаки, возможно, направили лодку в лагуну, а затем из уважения похоронили найденное тело.
В пользу этой теории говорит тот факт, что загадочные бумаги и фольга напоминают китайский погребальный обряд, в котором бумаги, а также золотая и серебряная фольга даются умершим в качестве валюты и источника удачи в следующей жизни.
Что касается того, почему о находке не было сообщено официально, считается, что это может быть связано с тем, что китайское судно вело незаконный промысел в этих водах и поэтому предпочло промолчать. Эта теория все еще не дает ответа на вопрос, что случилось с остальными четырьмя людьми, как им удалось пережить шторм, где находилась лодка все прошедшие годы, пока ее не нашли, и был ли Морман жив или мертв, когда прибыл сюда. Поскольку следы остальных четырех членов экипажа так и не были найдены, скорее всего, мы никогда не узнаем этого наверняка.
Загадка «Сары Джо» много обсуждалась в последующие годы, и даже была показана в эпизоде телепередачи «Нераскрытые тайны» в 1989 году, в надежде привлечь внимание к этому делу и, возможно, получить новые версии. Никакой новой информации получено не было, и дело осталось в основном таким же таинственным, каким было всегда.
В последующие годы на атолле Таонги была установлена мемориальная доска, а также еще одна — в Хане, Гавайи. Они остаются свидетельством одного из самых загадочных нераскрытых морских исчезновений в истории.
Что случилось с этой лодкой, полной друзей, которые просто отправились на рыбалку, а потом уплыли, чтобы стать одним из самых загадочных случаев холодного океана?
Есть большая вероятность, что мы никогда не узнаем этого наверняка, их судьба потеряна для приливов и отливов и неумолимого голодного зверя, которым является само море.
Оригинал earth-chronicles.ru