До того, как маленькая деревушка Рим стала «Римом» с большой буквы Р, блестящая цивилизация когда-то контролировала почти весь полуостров, который мы сейчас называем Италией.
Это была этрусская цивилизация, исчезнувшая культура, достижения которой положили начало не только развитию древнеримского искусства и культуры, но и итальянскому Возрождению.
Хотя вы, возможно, не слышали о них, этруски были первой «сверхдержавой» Западного Средиземноморья, которая, наряду с греками, создала самые первые настоящие города в Европе. Они были настолько успешны, что самые важные города современной Тосканы (Флоренция, Пиза, Сиена и другие) были основаны этрусками и с тех пор постоянно населены.
Тем не менее, к этрускам часто приклеивают ярлыки «таинственные» или «загадочные», поскольку ни одна из их собственных историй или литературных произведений не сохранилась. Это особенно иронично, поскольку именно этруски были ответственны за обучение римлян алфавиту и распространение грамотности на всем итальянском полуострове.
Влияние на Древний Рим
Этрусское влияние на древнеримскую культуру было глубоким, и именно от этрусков римляне унаследовали многие из своих культурных и художественных традиций, от зрелища гладиаторских боев до гидротехнического строительства, проектирования храмов, религиозных ритуалов и многого другого. Фактически, спустя сотни лет после того, как этруски были завоеваны римлянами и поглощены их империей, римляне все еще сохраняли в Риме этрусское священство (с которым они считали необходимым советоваться, когда на них нападали вторгшиеся «варвары»).
Мы даже получили наше очень распространенное слово «человек» от этрусской мифологической фигуры «Phersu» — страшной фигуры в маске, которую вы видите на этой ранней этрусской надгробной росписи, которая вовлекала своих жертв в ужасную «игру» с пусканием крови, чтобы успокоить душу умершего (оригинальные гладиаторские игры, по мнению римлян!).
В начале своего существования этруски развили яркую художественную и архитектурную культуру, которая часто вступала в диалог с другими цивилизациями Средиземноморья. Торговля многочисленными природными минеральными ресурсами, найденными в Тоскане, центре древней Этрурии, заставила их столкнуться с греками, финикийцами и египтянами в Средиземноморье. С этими другими средиземноморскими культурами они обменивались товарами, идеями и, зачастую, общей художественной лексикой.
Этрусское искусство и загробная жизнь
Однако, в отличие от греков, большинство наших знаний об этрусском искусстве получено в основном из их захоронений. (Поскольку большинство этрусских городов до сих пор заселены, они скрывают свое этрусское искусство и архитектуру под слоями римской, средневековой и ренессансной архитектуры). Но, к счастью, этруски очень заботились о том, чтобы снабдить своих умерших всем необходимым для загробной жизни — от ожившей надгробной живописи до скульптуры и керамики, которые они могли бы использовать в следующем мире.
По их обширным кладбищам мы можем взглянуть на «мир мертвых» и начать кое-что понимать о «мире живых». На ранних этапах развития этрусской цивилизации они представляли себе загробную жизнь с точки зрения жизни, которую они знали. Когда кто-то умирал, его или ее кремировали и предоставляли другой «дом» для загробной жизни.
Этот тип урны-хижины, сделанной из нерафинированной глины, известной как импасто, использовался для хранения кремированных останков умершего. Неслучайно она показывает нам в миниатюре, как выглядел типичный этрусский дом в Этрурии железного века (900-750 гг. до н.э.) — овальный, с деревянной крышей и дымовым отверстием для внутреннего очага.
Более роскошные гробницы
Позже дома для мертвых стали гораздо более сложными. В период ориентализации (750-575 гг. до н.э.), когда этруски начали торговать своими природными ресурсами с другими культурами Средиземноморья и в результате стали ошеломляюще богатыми, их гробницы становились все более роскошными.
Известная гробница Реголини-Галасси из города Черветери показывает, как это новое богатство превратило скромную хижину в экстравагантный дом для мертвых. Построенная для женщины явно высокого ранга, массивная каменная гробница содержит длинный коридор с боковыми, овальными комнатами, ведущими к главной камере.
Прогулка по этрусским комнатам Ватиканского музея, где сейчас хранятся артефакты из гробницы, дает представление о колоссальном богатстве того времени.
Рядом с женщиной были найдены предметы из различных драгоценных материалов, предназначенные для личного украшения в загробной жизни — золотая пектораль, золотые браслеты, золотая брошь (или фибула) огромных размеров, среди прочих предметов, а также серебряные и бронзовые сосуды и множество других надгробных предметов и мебели.
Конечно, этой важной женщине в загробной жизни могла понадобиться и ее четырехколесная повозка с бронзовой обивкой, а также горелка для благовоний, украшения из янтаря и слоновой кости и, что трогательно, ее бронзовая кровать, вокруг которой были расставлены тридцать три статуэтки, все в различных траурных жестах.
Хотя более поздние периоды этрусской истории не отличаются таким богатством, этруски, тем не менее, были чрезвычайно могущественны и влиятельны и оставили неизгладимый след в городе Риме и других частях Италии.
Оригинал earth-chronicles.ru