Во время Первого крестового похода город-государство Пиза, как и многие другие европейские державы, был тронут мольбами папы Урбана II, который в 1095 году приказал христианским королевствам Европы начать священный крестовый поход против ислама и вновь захватить божественный город Иерусалим.
Во главе со своим загадочным предводителем Дайбертом пизанские летописцы с характерной похвалой отзывались об усилиях своей армии на востоке, провозглашая, что именно пизанские храбрость и мощь стали причиной падения Иерусалима.
Но в действительности пизанцы опоздали. Дайберт и его армада достигли Лаодикии на турецком побережье только через два месяца после захвата Иерусалима. Но ведь пизанцы уже предприняли первый крестовый поход почти за 80 лет до этого?
В 1016 году пизанские войска двинулись против мусульман Дении на Сардинии, надеясь отвоевать остров у исламских оккупантов. Историки называют сардинскую экспедицию «прото-крестовым походом», поскольку она имела все признаки крестоносной традиции. Она также ознаменовала начало господства пизанцев в Средиземноморье и их возвышенное место в рядах первых крестоносцев.
Подготовка к экспедиции в Сардинию: Пизанцы
К моменту Первого крестового похода город Пиза был многонациональным и экономически мощным образованием, господствующим над Средиземноморьем. Собор Дуомо, законченный в 1092 году за несколько лет до Первого крестового похода, отражал богатство и славу Пизы с ее «шведским столом» международных влияний.
Гигантские мраморные колонны связывали растущий город-государство с архитектурным величием античности, а стилистическое разнообразие его грандиозных фасадов перекликалось с вечными художественными триумфами легендарных цивилизаций Северной Африки, Испании и Византии. Состав народа не отличался разнообразием, как отметил итальянский монах Донизоне, представивший в Пизе целый ряд этнических групп:
«Тот, кто приходит в Пизу, видит чудовищ, пришедших с моря, язычников, турок, ливийцев и даже парфян и темных халдеев, снующих туда-сюда вдоль ее берегов».
Однако Пиза не всегда была средиземноморской державой. В VIII и IX веках Пиза, наряду с другими итальянскими городами-государствами, такими как Венеция и Генуя, была относительно мирной под властью французской монархии Каролингов, предпочитая торговать, а не воевать.
Однако после мусульманского завоевания Испании в 711 году и постепенного установления мусульманского военно-морского присутствия в Средиземноморском бассейне Пиза стала проявлять все большую агрессивность по отношению к новым исламским обитателям Пиренейского полуострова в борьбе за господство на морских путях от западного до восточного Средиземноморья.
Восхождение пизанцев началось в 970 году после стычки в Калабрии, на итальянском побережье, которое мусульмане периодически занимали на протяжении 10 века. В морской геополитике Калабрия имела стратегическое значение, поскольку традиционно обеспечивала контроль над проливами, разделяющими Реджио и Мессину на Сицилии, что давало более широкий доступ к Средиземноморью.
Признаки возмездия со стороны мусульман появились в 1004 году, когда они напали на Пизу, что побудило их нанести ответный удар в следующем, 1005 году по оккупированному мусульманами Реджо.
Реджио был выбран пизанцами потому, что он обычно служил убежищем для мусульманских пиратов, что позволяет предположить, что нападение было частью более мощной акции по уничтожению мусульманского присутствия в Средиземноморье. Свидетельства показывают, что в это же время мусульманские рейдерские отряды сеяли хаос в городах южной Италии: Капуя, Беневенто, Бари и Неаполь пострадали от набегов мусульман.
В то же время, когда Пиза боролась с зарождающейся исламской угрозой, в конце 10-го и начале 11-го веков, она также приступила к амбициозной программе обороны, удвоив размер своих городских стен в ответ на попытки мусульман узурпировать власть.
С экономическим расширением Пизы в начале XI века потребовались адекватные меры защиты, такие как укрепления, для обеспечения безопасности средиземноморских торговых путей и содействия пизанскому прогрессу. Именно в этой атмосфере Сардиния стала одним из главных спорных островов, что в конечном итоге привело к прямому конфликту с мусульманами в 1016 году.
После установления мусульманской власти на Пиренейском полуострове в 8 веке, Средиземноморье пережило возрождение исламского пиратства. В X веке пиратские опорные пункты, основанные во Фраксинетуме на юге Франции и Печине на юго-востоке Испании, поначалу были независимы. Но со временем они оказались под контролем Омейядов, исламской династии, которая осуществляла владычество над Испанией из своей столицы в Кордове и стремилась укрепить свою власть в Средиземноморье.
С помощью своих совершенно новых приобретений Омейяды продолжали санкционировать и поддерживать пиратскую деятельность, совершая нападения на христианские города на юге Франции и в Каталонии. Для мусульманских юристов, которым было поручено толковать священные писания Корана, пиратство было еще одной формой джихада, узаконенной божественными текстами. Первый исламский правитель Испании Абд аль-Рахман III благосклонно отнесся к нему как к расширению священной войны против христиан и еретических шиитов-фатамидов, которые в то время властвовали в средиземноморском плавильном котле.
Однако через несколько лет Омейяды начали понимать, что большее состояние можно получить через прибыльные торговые сети Средиземноморья. В результате изменения политики в 940 и 941 годах были заключены соглашения, согласно которым купцам из Барселоны, Сардинии, Нарбонны и других центров морской торговли предоставлялся безопасный проезд через исламские воды.
До 1000 года Средиземноморье переживало период стабильности и спокойствия, когда христиане и мусульмане укрепляли свою экономическую мощь с помощью мирной торговли. Однако сотрудничество прекратилось в 1004 году после набега мусульман на Пизу, что побудило пизанцев в следующем году нанести ответный удар в Реджо. В 1011 году мусульмане продолжили свою новую агрессивную политику: пизанские источники сообщали, что «флот из Испании» прибыл, чтобы разрушить город.
Изменение политики мусульман в начале XI века связано с приходом к власти Муджахида аль-Амири в 1002 году, амбициозного правителя Балеарских островов и Дении, назначенного Амиром Мухаммедом аль-Маннуром из династии Амиридов, которые контролировали халифат Омейядов в Испании. После гражданской войны в 1009 году Амириды пали, и Муджахид стал лидером мусульман в Дении, поскольку иберийские владения Омейядов распались на более мелкие королевства, называемые тайфами.
Дения была самой богатой из таифов, и в ней проживало множество известных и знаменитых исламских ученых и поэтов, которые пользовались покровительством халифа. Их основным источником дохода была добыча, полученная в результате набегов, в том числе пленные люди, которых они продавали в другие страны исламского мира. После контратаки пизанцев в 1005 году при Реджо Муджахид стал искать средства в других местах после того, как его королевство было ослаблено поражением. Муджахид, чей двор находился в портовом городе Дения, решил восстановить превосходный экономический статус тайфы через море, что отличало его от соседей-мусульман, предпочитавших сухопутные завоевания.
Не менее важно, чем экономические аспекты, Муджахид также стремился узаконить свою новую власть через божественное призвание джихада, который он собирался вести с помощью пиратства. В исламском мире ведение священной войны было обязательным требованием для новых мусульманских королей, стремящихся доказать, что они являются представителями Бога на земле.
Так было и в Испании, где первый халиф Иберии Абд аль-Рахман III подтвердил свое правление джихадом. Кроме того, хозяин Муджахида, амир Мухаммад аль-Маннур, еще раньше укрепил свое господство нападениями на христианские земли на севере. С установлением халифа в 1013 году Муджахид начал внимательно следить за успешными примерами своих предшественников. Как и Пиза, Муджахид осознал экономическое и политическое значение Сардинии в борьбе за власть в Средиземноморье, и в последующие годы он предпримет шаги по завоеванию этого острова, вызывавшего горячие споры, чтобы подтвердить юрисдикцию над своими новыми владениями.
Сардиния была жизненно важной территорией в Средиземноморье, связывая оживленный торговый трафик мусульманских морей на западе с итальянскими городами на севере. Поэтому она занимала центральное место в экспансионистских планах как мусульман, так и пизанцев. Какая бы из держав ни контролировала острова, она дополнительно наносила разрушительный экономический ущерб другой, которая лишалась доступа к важнейшим торговым путям, что еще больше повышало ставки.
В 1016 году, после ряда первых вылазок, флот из 120 кораблей Муджахида и отряда из 1000 кавалерийских солдат отправился к Сардинии. Для Муджахида он просто продолжал мусульманскую историю интриг на Сардинии, поскольку остров часто использовался мусульманскими захватчиками в прошлом. Например, в 841 году исламский рейдерский отряд, напавший на Рим, использовал Сардинию в качестве передовой базы.
Муджахид пытался захватить остров, который традиционно был ничейной землей, раздробленной слабыми очагами исламского и христианского контроля. Во времена Муджахида остров управлялся рядом слабых местных магнатов, присягнувших на верность Византийской империи, но неспособных защитить землю от внешних нападений.
В результате смешанного населения на острове сохранились остатки исламского поселения, которые Муджахид использовал в своих интересах. Например, церковь Сан Джованни в деревне Асемини была перестроена из руин мечети североафриканского образца. В этом районе также были найдены 2 исламские погребальные надписи, что свидетельствует о существовании большой общины мусульман на юго-восточном побережье региона Кальяри, где Муджахид и его джихадистские трубадуры первоначально высадились.
В ответ была послана огромная объединенная флотилия пизанских и генуэзских кораблей. На самом деле, последний раз пизанцы отправляли такую армаду для защиты Сардинии почти за 200 лет до этого, в 829 году, что свидетельствует о том, какое значение они придавали возвращению Сардинии в свою орбиту.
Немаловажным было и участие папства, которое было крайне обеспокоено тем, что мусульманское нападение произошло в непосредственной близости от дома. По его приказу военно-морские силы пизанцев и геонцев, которые часто были врагами, были объединены. Папа Бенедикт VIII объявил о предоставлении привилегий тем, кто сражался против полчищ Муджахида, и послал с христианскими отрядами вермиллионовое знамя для духовной поддержки.
Кроме того, согласно Тьетмару, немецкому епископу XI века, Папа Римский призывал христиан взяться за оружие против мусульман, которые мародерствовали на побережье Луни. Он изобразил подвиги Муджахида в прямом противостоянии с Богом и его армиями как «врагов Христа». Разделение на добро и зло было усилено историей, в которой Муджахид посылает Папе Римскому мешок каштанов, чтобы показать количество мусульманских солдат, которых он выпустит против христианства. В ответ Папа посылает Муджахиду мешок проса, чтобы показать количество христианских воинов, которых он отправит на защиту интересов Господа на Сардинии.
Такой религиозный ответ папства заставил многих историков охарактеризовать экспедицию на Сардинию как прото-крестовый поход. Все признаки крестового похода, такие как папская поддержка, обещания божественной награды и резкое разделение на добро и зло, очерченное антимусульманской риторикой, были очевидны наряду с сотрудничеством христианских королевств, Пизы и Генуи, против общего исламского врага.
Действительно, божественное вмешательство, возможно, даже сыграло важную роль в падении сил Муджахида. Оказавшись в меньшинстве по сравнению с объединенным пизанским и генуэзским флотом, Муджахид приказал своим кораблям спасаться бегством. Впоследствии они попали в сильный шторм и были разбиты о скалы опасной бухты, где они неразумно решили причалить.
Начало Средиземноморской империи
После потери Сардинии Муджахид отказался от своих имперских амбиций в Средиземноморье. Несмотря на это, он продолжал преследовать пизанцев, совершая небольшие нападения в 1018, 1019, 1021 и 1028 годах. Его преемник, Али, ничем не отличался от других, безуспешно пытаясь вернуть Сардинию с 1044 по 1056 год.
Но приобретение Сардинии позволило пизанцам быстро расширяться, и мусульманские набеги стали становиться все более неэффективными в 11 веке по мере того, как итальянский город-государство укреплял свою власть в Средиземноморье. Во второй половине века исламский поэт Абу-аль-Араб Мусаб ас-Сикилли, зная о новой смене власти, отклонил приглашение отправиться в Севилью из Сицилии, мотивируя это тем, что: «море принадлежит Руму, и корабли, плавающие по нему, подвергаются большому риску». В конце концов, мусульмане обратились к тяжелому налогообложению своих подданных, чтобы пополнить свою казну, поскольку доходы от пиратства и грабежей иссякли.
1016 год стал поворотным пунктом для пизанцев, которые пережили метеоритный взлет после экспедиции на Сардинию. Это был также «прото-крестовый поход», христианское оружие экспансии, которое будет полностью реализовано и развито почти 100 лет спустя паладинами Европы в их путешествиях в Иерусалим.
Оригинал earth-chronicles.ru