Древние гробницы — увлекательные находки, особенно если они целы. Они могут дать нам подсказки о том, как умер человек, его социальном статусе, стиле захоронения и погребальных обрядах.
Последнее, пожалуй, самое интересное, потому что может дать много знаний о том, как наши предки относились к жизни и смерти и что может лежать за их пределами. Давайте посмотрим, что неповрежденная гробница женщины, умершей в эллинистический период, может рассказать о ритуалах, связанных со смертью в ее время.
Археологи обнаружили гробницу женщины в 2019 году во время проведения горных работ в деревне Мавропиги в регионе Козани на севере Греции. К их удивлению и радости, гробница была найдена нетронутой на глубине 1,5 метра (4,92 фута) под поверхностью недавно снесенного дома. Археологи говорят, что женщина умерла в поздний эллинистический период, около конца первого века до нашей эры.
По данным сайта e-ptolemeos.gr, в могиле женщины находились надгробные предметы, включая пять глиняных горшков, в которых, возможно, хранились духи, стеклянный предмет и другие мелкие артефакты. Она была похоронена в каком-то головном уборе, состоящем из золота и ткани, а в руке держала украшенную ткань с золотыми волокнами. В рот покойной был вложен предмет в форме золотого листа.
Арети Хондрогианни-Метоки, директор Эфората древностей Козани, говорит, что это признаки захоронения богатой женщины: «Мы имеем дело с богатой женщиной или человеком, занимавшим важное положение в обществе того времени», — сказала она.
Но больше всего археологи взволнованы находкой бронзовой кровати, на которой она лежала в направлении север-юг — это уникальная находка по мнению этноса. Верхняя часть ложа украшена символами греческого бога Аполлона, а концы ложа были украшены головами русалок. Хондрогианни-Метоки подробнее рассказала о значении бронзовой кровати:
«Мы до сих пор не знаем, была ли бронзовая кровать сделана для этого умершего человека или это был погребальный обычай той эпохи, позднеэллинистического, раннеримского времени». Отдельные части медной кровати были найдены в других частях страны, но целая кровать, насколько мы искали, нет».
До сих пор в других захоронениях, содержащих кровати, встречались только деревянные резные кровати, и это уникальное открытие может пролить свет на несколько аспектов: обстановку, которую люди имели в этом районе в эллинистический период, их способности к обработке металла, социальное расслоение в то время и их погребальные обычаи.
Важность бронзовой кровати подчеркивается тем кропотливым трудом, который археологи посвятили ее восстановлению и созданию ее миниатюрной копии в 2020 году. Для выполнения этой задачи им пришлось заполнить пустоты, где деревянные части кровати разложились в земле.
Есть несколько аспектов захоронения этой женщины, которые мы можем исследовать дальше. Наличие многих надгробных предметов хорошо согласуется с другими захоронениями ее времени. Например, помещение золота в ее рот может быть связано с историей об оболах Харона.
Хотя археологические данные свидетельствуют о том, что спорно, насколько популярной была эта погребальная практика и когда она началась, классические писатели подхватили эту историю. Они популяризировали историю о том, как паромщик Харон платил за то, чтобы дух умершего переправлялся на лодке через реку Стикс или Ахерон. И принятие этой истории, возможно, впоследствии привело к увеличению числа могил, в которых использовалась эта практика.
Наличие флаконов с духами в могиле женщины также отражает важный аспект греческих погребальных обычаев — помазание тела духами и последующее помещение этих флаконов в могилу. Hellenicaworld приводит краткое описание трех фаз большинства погребальных ритуалов в древнегреческом мире: возложение тела, похоронная процессия и погребение тела или кремированных останков.
На первом этапе, известном как протезис, родственники, чаще всего женщины, закрывали глаза и рот умершего (иногда с вложенной внутрь монетой или кусочком золота), омывали тело и помазывали его благовонными маслами, затем одевали умершего в красивую одежду, которая обычно была белого цвета. Затем тело клали на кровать в доме, ногами к двери, и друзья и родственники приходили выразить свое почтение и оплакать потерю.
Похоронные гимны пели члены семьи, а иногда нанимали профессиональных скорбящих. У двери ставили блюдо с водой, чтобы люди, навещающие умершего, могли очиститься от «загрязнения смерти» по дороге.
Вторая часть, ekphora, представляла собой похоронную процессию. Ранним утром после протесиса, перед самым рассветом, группа скорбящих вела тело на кладбище. Иногда похоронная процессия могла стать настоящим событием: люди пели причитания, вырывали волосы, били себя и причитали. Музыканты играли похоронные мелодии, мужчины шли перед трупом, который несли к месту последнего упокоения, а женщины шли позади него.
Наконец, тело, будь то кремированное или целое, было погребено. Эллинион утверждает, что обычно совершались возлияния, а также подношения корзин с едой и кувшинов с водой и маслом, которые ставились рядом с телом в могилу. Иногда к погребению добавляли и другие предметы, например, венки, которые иногда делали из сусального золота.
После этой трехэтапной погребальной процедуры живые родственники и друзья обычно купались, чтобы удалить «загрязнение смерти», и устраивали пир. Члены семьи также часто возвращались на место погребения позднее, чтобы сделать подношения, возлияния, помолиться и поддержать психику в курсе того, что произошло с момента оставления тела.
По словам Денниса Даттона, одна из вещей, которую мы ранее узнали о понимании смерти в эллинистический период и которая не видна в гробнице в Козани, но заслуживает упоминания, заключается в том, что древние греки называли дух «psyche» и считали, что он покидает тело после смерти как пух воздуха. Но это не означает, что процесс умирания был быстрым, вместо этого Даттон пишет, что он «завершается только тогда, когда физическое тело уничтожается путем кремации или разложения (предполагается, что это занимает тридцать дней)».
Даттон также утверждает, что:
«Большинство древних эллинов не задумывались о том, что происходит после смерти, и были больше озабочены тем, что необходимо для хорошей жизни, в гармонии с другими людьми и окружающим миром. На протяжении большей части эллинского периода духов умерших боялись не за то, что они могут сделать, а за их влияние на хтонические божества и связанные с ними духовные загрязнения.»
Уважение к живым и мертвым достойно похвалы, и это то, о чем следует помнить сегодня как в нашей собственной жизни, так и для археологов и других людей, сталкивающихся с останками наших предков.
В случае с женщиной, найденной в Козани, останки были переданы в Археологический музей Айани для дальнейшего изучения. Как сообщает Greek Reporter, анализ, проведенный исследователями на данный момент, позволяет предположить, что женщина умерла в среднем возрасте и, возможно, принадлежала к царской семье или занимала важное религиозное положение в обществе. Ожидается, что лаборатория музея подтвердит ее возраст и пол, а также определит причину смерти.
В то же время Эфорат древностей Козани сосредоточится на воссоздании кровати, на которой она была похоронена. Если они достигнут этой цели, то репродукция в натуральную величину будет выставлена в Археологическом музее Айани.
Оригинал earth-chronicles.ru