В раннесредневековом искусстве и литературе пушистые белые кролики, зайчики и зайцы обычно были мотивами невинности, благородства и чистоты. Однако, в соответствии со скоростью размножения этих животных, позднее они стали символизировать плодородие. Но наряду с этими классическими архетипами мировой мифологии кролик иногда изображался как ужасный убийца.
Поклонники фильма «Монти Пайтон и Святой Грааль» наверняка помнят злобного кролика-убийцу, напавшего на короля Артура и его доблестных рыцарей, однако лишь немногие знают, что эта фарсовая сцена берет свое начало в реальных средневековых манускриптах.
Рукописные книги из кожи животных были впервые созданы монахами в монастырях 11 века, а книги с иллюстрациями, украшенные золотом и серебром, известны как «иллюминированные».
В научной статье, опубликованной в 2016 году в журнале «Daily Art Magazine», объясняется, что на «маргиналиях» или полях некоторых иллюминированных текстов изображен ряд мифологических существ, известных как «дролери», пик рисования которых пришелся на период с 1250 года нашей эры по 15 век.
В то время как кролики начали свой символический путь в этот мир как маркеры чистоты и беспомощности, мифологическое измерение дролери было перевернуто, поэтому в иллюминированных текстах кролики часто изображались как носящие доспехи садистские, жестокие и непредсказуемо жестокие существа, которые убивали животных и людей самыми ужасными способами.
Согласно книге историка искусства Маргарет Рикерт «Живопись в Британии: Средние века», средневековые писцы рисовали «петухов с человеческими головами, собак, несущих человеческие маски, лучников, выпущенных из пасти рыбы, и птицеподобных драконов с головой слона на спине».
Доктор Йорн Гюнтер говорит, что идея обратного мира, в котором все перевернуто, «восходит к древности», когда люди ритуально боролись с предполагаемым злом зимы.
В более поздней статье 2022 года в «Art Magazine Daily» говорится, что в Средние века и эпоху Возрождения «культура смеха пыталась сделать обычный мир, полный мистицизма, догматизма и серьезности, более сносным».
Более того, карнавальные празднества и шутки «драматизировали комическую и относительную сторону абсолютных истин, а верховные власти подчеркивали двойственность реальности, представляя силу как абсолютной свободы, так и фарса».
Это позволяет предположить, что кролики-убийцы были просто средневековыми шутками и зеркалом культуры того времени, но это гораздо, гораздо больше.
Запись в блоге «Mediaeval Manuscripts Blog» гласит, что в ходе проекта «Каталогизация Харли» при повторной каталогизации «Arnstein Passional», которая была сделана в аббатстве Арнштайн в Германии около 1170-х годов, исследователи заметили особенно раннего кролика-убийцу.
Считается, что это самый ранний кролик-убийца из когда-либо обнаруженных, украшенная буква «Т» служит виселицей, на которой два кролика повесили человека-охотника. Убийцы в данном случае стоят на задних лапах, указывая передними лапами на убитого человека и насмехаясь над ним.
Чтобы интерпретировать эту ужасную сцену, мы должны мыслить в обратном направлении, чтобы лучше соответствовать перевернутой обстановке волшебного обратного мира. Кролики в этом мире — пушистые и невинные хищные животные, поэтому вполне логично, что в перевернутом мире они станут жестокими вершителями правосудия, наказывающими охотников-людей, убивших кроликов.
Это, безусловно, имеет место в «Смитфилдских декларациях», которые были написаны в Лондоне в 1340-х годах нашей эры и в настоящее время хранятся в Британской библиотеке в Лондоне.
Маргинальные сцены в этих иллюминированных текстах изображают группу гигантских тучных кроликов, ведущих гипернасилие над человеческим охотником и его гончей. Первый кролик — лучник, и он стреляет охотнику в позвоночник, после чего другие кролики связывают его и тащат к кроличьему судье. После неизбежного обвинительного приговора банда кроликов уводит охотника и радостно обезглавливает его.
Но это было только началом жажды крови кроликов, которые после убийства охотника отправились ловить его собаку, которая была врагом кроликов номер один в этом мире и идеальным мотивом насилия кроликов в перевернутом мире. Собаку постигла та же участь, что и ее хозяина, и она была обезглавлена после того, как ее признали виновной в подстроенном кроличьем суде.
Можно сделать вывод, что мотив кролика-убийцы имеет множество возможных интерпретаций, но все они объединяются в том, что отражают перевернутую мораль в средневековом перевернутом мире. Но что именно означали слова «перевернутый» и «перевернутый» в шестнадцатом веке?
Согласно книге Винсента Робера-Нику «Введение в перевернутый мир XVI века», опубликованной в 2018 году, слова «перевернутый» и «перевернутый» использовались так же, как мы можем использовать слова «странный» или «причудливый», чаще всего для описания аномальных или неестественных объектов или явлений. Топос перевернутого мира, — писал Робер-Нико, — навевает мысли о мире, возвращенном в исходное состояние первобытного хаоса, в котором все вывернуто наизнанку, перевернуто и выведено за рамки».
Теперь, когда вы знаете об этом, следите за этим средневековым риторическим приемом «перевернутый мир», поскольку он встречается в сотнях текстов, стихов, картин и пословиц, которые в совокупности описывают место, где естественные невозможности в этом мире, или измерении, являются повседневными явлениями.
Оригинал earth-chronicles.ru